Китаевед рассказал, рассорит ли казахстанская нефть Москву и Пекин
Основной маршрут экспорта казахстанской нефти на западные рынки пролегает через нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) — международной компании с российским и казахстанским участием. 22 августа она в четвёртый раз подряд решила сократить прокачку сырья из Казахстана из-за технических проблем на терминале в Новороссийске.
Проблемы на терминале КТК начали появляться ещё в марте. Сначала в море шторм повредил отгрузочные шланги, потом около подводного нефтепровода обнаружили снаряды времен ВОВ — пришлось вести разминирование. В июле работу КТК и вовсе останавливали на 30 дней из-за экологических нарушений.
По трубопроводу Тенгиз — Новороссийск протяженностью 1511 км прокачивается более двух третей всей экспортной нефти Казахстана. По оценке экспертов, «с учётом политической ситуации» ремонт на КТК затянется до весны 2023 года. Это приведёт к тому, что поставки казахстанского сырья по трубе могут снизиться как минимум на 50%, до 28–30 млн т в годовом исчислении.
Как говорится в материале американского издания Eurasianet, Китаю не нравится, что Москва якобы под предлогом ремонта блокирует казахстанский экспорт. Пекин не хочет допустить очередного роста цен на нефть из-за дефицита сырья на мировых рынках, так как это отразится на китайской экономике.
«Китайское правительство дало понять, что не приемлет вмешательства России в вопросы экспорта казахстанской нефти», — утверждают авторы статьи Джо Вебстер и Пэдди Райан. По их словам, Пекин «негласно упрекнул» Москву в экспортной блокаде.
Ухудшатся ли отношения РФ и КНР?
Слухи о возмущении Китая из-за проблем с казахстанским экспортом появились в западной прессе неслучайно, считает президент «Российско-Китайского аналитического центра» Сергей Санакоев.
«Совершенно исключено, что это станет причиной какого-то раздора между Россией и Китаем, как бы этого ни хотели иностранные СМИ. Они педалируют тему "скрытого конфликта" между Пекином и Москвой по самым разным поводам, но сейчас манипуляторы бьют по самому чувствительному вопросу», — сказал китаевед.
По его словам, вопрос цен на энергоносители, пожалуй, единственный, который может вызвать споры между Китаем и Россией. Потому что китайская сторона, будучи импортёром, заинтересована в дешёвой нефти, а Россия, будучи экспортёром, — в дорогой.
Санакоев напомнил, что ещё до появления российского магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», Казахстан вместе с «Китайской национальной нефтяной корпорацией» построили свой собственный трубопровод для прокачки нефти в КНР.
«И тогда тоже мировые СМИ начали говорить, что Россия и Китая рассорятся. Однако ничего такого не произошло. Поэтому я считаю, что с учётом стратегического партнёрства всех трёх стран друг с другом вопросы экспорта энергоносителей достаточно легко решаются и не вызовут никаких проблем», — добавил эксперт.
Фото: Unsplash, Unsplash License