Интервью дня. Новый владелец РБК Берёзкин — о будущем издания
Глава группы ЕСН, новый владелец медиахолдинга РБК Григорий Берёзкин рассказал «Ведомостям», почему хочет сделать журналистов акционерами холдингов и как в будущем мы будем потреблять информацию. «Секрет» публикует самые важные цитаты из интервью.
***
Раньше СМИ конкурировали с акционерами, брендами, системой дистрибуции. Сейчас платформ для распространения огромное количество, интернет-сайтов с новостями огромное количество, поэтому ключевую роль играют люди, обычные корреспонденты.
***
РБК работает как большой аналитический завод. Кстати, знаете, кто мне первый сказал, что мы получили разрешение ФАС на покупку РБК? Журналист. Вы, журналисты, первыми узнаете новости. А первый узнал — значит быстрее всех понял ситуацию. Для меня как бизнесмена это предельно ценно. Для других моих бизнесов тоже.
***
Экономические журналисты часто мощнее аналитиков инвестбанков. <...> Вы увидите, как через годы будет происходить миграция: из журналистов — в инвестбанки, из аналитиков инвестбанков — в журналисты. Это очень близкие рынки.
***
Через некоторое время мы придём к тому, что акционерами тематических блоков в РБК или даже всего холдинга будут люди, которые там работают. Наравне со мной будут совладельцами. Такое будущее я вижу.
***
«Ведомости»: Насчёт РБК, очевидно, будут звонить. Что вы будете отвечать уважаемым людям на то, что журналисты РБК опять написали нехорошую историю про «Роснефть»?
Берёзкин: Может, я буду, как [бывший владелец холдинга РБК Михаил] Прохоров, ходить без мобильного телефона: возьму и торжественно утоплю телефон в Москве-реке. Если серьёзно — не буду разговаривать на эти темы. Есть редакция, есть [генеральный директор РБК Николай] Молибог, которые прекрасно держат эти удары, пусть с ними разговаривают. Я вообще не собираюсь влиять на редакционную политику. Это такой ящик Пандоры, его один раз откроешь — и потом проблем не оберёшься. У людей снижается мотивация, персональная ответственность.
***
Берёзкин: Но негативные новости — не значит негативные люди. Негативные новости сами по себе никого не обидят. Невозможно обижаться, если что-то реально произошло.
«Ведомости»: Можно. Журналисты с этим постоянно живут.
Берёзкин: Ну нет, невозможно же обижаться на погоду.
***
Берёзкин: Примерно год назад стало ясно, что Михаил [Прохоров] продаёт РБК. Но торговаться с ним я не мог — это неэтично между друзьями. <...> Михаил занял жёсткую переговорную позицию по цене, я же чётко представлял диапазон, в рамках которого готов был заплатить. Он не торопился продавать — я не спешил покупать.
«Ведомости»: Наши источники рассказывали, что для Прохорова это была вынужденная продажа.
Берёзкин: Не могу об этом судить. Но я с трудом могу совместить Михаила с таким понятием, как «вынужденная продажа». Я проанализировал, что же такого криминального за последнее время написал РБК? На мой взгляд, ничего. Другие издания печатали то же самое.
***
Не исключаю, кстати, что в РБК появится раздел о науке. Потому что следующий экономический бум в мире будет не IT, это будет биохимия. В энергетике, в информации, во всех отраслях. <…> Чем дальше, тем больше наука будет иметь значение для бизнеса. Скажем, через 30 лет потребление информации кардинально изменится. Это будет не бумага или сайт — и даже не чтение, это будет таблетка по утрам. Она будет запускать в мозгу цепь химических реакций на усвоение определённой информации. А чтобы выучить английский, нужно будет принять недельный курс таблеток. Я не шучу, я реально это вижу.