Российские интернет-магазины приготовились к падению продаж из-за нового закона
Ассоциация компаний интернет-торговли () обратилась к премьер-министру России Михаилу Мишустину и председателю Госдумы Вячеславу Володину, чтобы те внесли изменения в законопроект «О персональных данных». Поправки к закону в первом чтении уже рассмотрели.
Согласно новому законопроекту, участники рынка должны будут уведомлять РКН о каждом случае передачи персональных данных за рубеж.
Уведомление должно включать в себя информацию, для сбора и анализа которой компаниям придётся привлекать внешних консультантов. Их труд оценивается в 3−10 млн рублей ежегодно.
Если же зарубежный продавец работает в стране, которая не обеспечивает надлежащую защиту персональных данных, то без согласования Роскомнадзора вообще нельзя будет доставлять товары в Россию.
АКИТ считает, что из-за нововведений компании должны будут ежегодно сообщать о 120–200 тысячах зарубежных продавцов или свыше 4 млн покупок у иностранных игроков. Там же отметили, что с новой схемой вырастут сроки доставки зарубежных товаров, а в денежном выражении продажи, по расчётам, упадут в два раза.
Представитель Wildberries заявил, что законопроект может создать риски для экспорта российских товаров. По его словам, срок в 30 календарных дней, в течение которого Роскомнадзор должен выдать разрешение, затормозит выход отечественных компаний на иностранные рынки и негативно отразится на темпах поставок. Новый закон также может ограничить сделки на финансовых рынках с компаниями, находящимися за рубежом.
Депутаты пообещали смягчить законопроект. Например, оператор персональных данных должен будет уведомлять РКН не о каждом юридическом лице, а о каждой новой стране, в которую интернет-магазин намерен направлять такие данные. Могут сократить и срок рассмотрения заявки — до 10 дней.
Ранее на крупные маркетплейсы пожаловались в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) российские продавцы. Письмо регулятору направила «Опора России», которая заявила, что площадки увеличивают комиссию до 10%, если торговцы отказываются участвовать в распродажах и акциях — в итоге бизнес теряет прибыль.