Импорт крепкого алкоголя в Россию рухнул на 35%
Также наиболее заметно снижение импорта коньяка и бренди (на 11,3%, до 9,02 млн л), ликёров (на 36,6%, до 2,25 млн л), джина (на 26,6%, до 874 000 л) и водки (на 41,7%, до 965 500 л). Сократился ввоз текилы, настоек и других дистиллятов — на 34,5%, до 4,83 млн ли. При этом практически не изменился импорт рома — в 2022 году в Россию ввезли всего на 1,8% меньше напитка, чем в первом полугодии 2021-го.
Падение импорта крепкого алкоголя на 20–40% эксперты прогнозировали ещё в марте после введения санкций. Тогда США запретили отгрузку в Россию любого спиртного, а Евросоюз — напитков дороже €300 за бутылку. Также повлияло и то, что глобальные компании — Pernod Ricard (бренды Chivas Regal, Jameson, Absolut, Ararat), Diageo (Bell’s, Johnnie Walker, Captain Morgan, Baileys), Bacardi (Dewar’s, William Lawson’s) и др. приостановили продажи в РФ либо объявили об уходе с рынка.
Аналитики Алкогольной сибирской группы (АСГ) подсчитали, что из-за санкций США и отказа от поставок компаний из Шотландии и Ирландии с российского рынка может исчезнуть порядка 70% импортного виски. По словам исполнительного директора виноторговой компании Fort Александра Липилина, в первую очередь речь идёт о брендах из среднего ценового сегмента. Руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев добавил, что ситуация с импортом коньяка оказалась лучше, потому что армянские поставщики, в отличие от западных коллег, российский рынок не покинули.
Липилин уточнил, что по итогам первого полугодия импорт крепкого алкоголя у Fort упал на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Компания торгует виски и ромом по цене от 9000 рублей за бутылку, и её партнёры продолжили поставки. У Ladoga импорт остался на уровне 2021 года, а мартовский простой компенсировался в мае и июне. Показатели АСГ сократились на 48% — компания планирует восполнить объёмы за счёт новых брендов, но детали пока не раскрываются. Другие крупные импортёры — Beluga Group, Simple Group, X5 Group («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель»), «Магнит», Mercury Retail Group («Красное & белое», «Бристоль») — не прокомментировали ситуацию.
По мнению Ставцева, российские импортёры могут переключиться на рынок рома. Напиток слабо представлен на российском рынке, а его производители расположены в основном в Латинской Америке. Ассортимент виски могут компенсировать местные производители, считает эксперт.
Директор по маркетингу Luding Group Андрей Ушаков рассказал, что компания уже в начале осени запустит коллекцию джинов под брендом Lockwood и заканчивает создание новых марок виски William Watt и Eldermen. Расширяют собственный ассортимент и другие компании: «Руст» собирается вывести на рынок новые бренды виски, джина и рома, а Ladoga готовит к запуску ром «Арматор» и бурбон Tavern Hound.
Ставцев спрогнозировал, что нынешний кризис откроет возможности для крупных брендов, которые могут увеличить доли собственных торговых марок.
Ранее «Секрет» писал об инициативе председателя партии «Коммунисты России» Сергея Малинковича, предложившего в принципе запретить реализацию импортного алкоголя в российских магазинах.