История дня. Как бизнесмен стал буддийским монахом
Польско-российский предприниматель Хуберт Дроздн после 15 лет ведения собственного бизнеса ушёл из компании и стал буддийским монахом. Издание Forbes рассказало историю его жизни.
В начале 90-х годов Хуберт Дроздн играл на бирже, после чего вместе с партнёром поехал из Польши в Россию строить свой бизнес — так появилась компания «Аскольд», которая продавала в России снеки, печенье и вафли кондитерского дома «Лоренц Бальзен». «Зарегистрировали фирму, поставили директором русскую женщину и стали возить машинами из Польши продукцию. В Питере перегружали в вагоны и отправляли в регионы», — рассказывает монах.
У иностранцев тогда было очень большое преимущество перед российскими бизнесменами — все магазины и сети того времени работали за взятки, которые могли называться как откатом, так и «входным бонусом». Иностранные предприниматели периодически делали вид, что просто не понимают подобную систему. «Хорошо, мы не против заплатить вам 2% наличными, но вы поймите, это не наша продукция. Что мы немцам об этом расскажем? Мы заплатим, без проблем, только подскажите, что нам немцам говорить? Где, в каком разделе сметы указать строку otkat?» — говорил Дроздн директору магазина, после чего тот обычно брал продукцию бесплатно.
Полноценно в бизнес Дроздн вошёл только в 1998 году, когда в России произошла девальвация, но платить поставщикам нужно было — нынешний монах вложил в «Аскольд» накопленные во время игры на бирже $10 000 и стал совладельцем компании. «Впрочем, бизнесмен из меня был никакой. Я никогда не работал ради денег. Только ради кайфа, только ради азарта, только потому, что интересно», — рассказывает он. Поэтому, когда интерес к предпринимательству в 2006 году у него угас, он просто ушёл из компании. Тогда же развёлся с женой и стал думать, что делать дальше и ради чего строить жизнь. В тот же момент он начал практиковать медитацию. Дроздн сравнивает буддизм с бизнесом: «Можно быть хорошим теоретиком, но не иметь никакого бизнеса. Можно проводить семинары и учить других, как зарабатывать деньги, но самому быть бедным. В религии то же самое. Можно верить, но не уметь этого увидеть, сделать, испытать. А другой может не знать ничего, но чувствовать своё дело».
На вопрос журналиста о причинах перехода в буддизм Дроздн рассказал, что раньше его жизнь была похожа на сёрфинг — когда стоишь на гребне волны, всё происходит очень быстро и энергично. Буддизм — это дайвинг, то же самое, но глубже. «Другие эмоции, чувства и мысли. Стать буддийским монахом несложно и даже удобно — это можно сделать на любой срок. Я в любое время могу снять оранжевую накидку и вернуться в мирскую жизнь», — добавляет он.
Сейчас он учитель в медитационном центре «Дипабхаван» — учит людей медитировать, знакомит с буддийской практикой и тем, как жить счастливей. «Очень часто бизнес и деньги ожесточают людей, такие люди всё меньше обращают внимания на средства, для них важна только цель. И это переходит на семейный и дружеский уровень. Невозможно в бизнесе быть жёстким, а дома — мягким и душевным», — рассказал Дроздн. Для таких людей и работает сейчас бывший бизнесмен — в центре ретриты ученики молчат семь дней, не пользуются электронными устройствами и изучают себя. При этом он согласен, что уйти из жизни и стать монахом — бегство. Но ничего не менять в своей жизни, особенно когда явно назрела необходимость, — это бегство, которое страшнее, считает он.