secretmag.ru
Новости4 мин.

Греф оценил ключевую ставку и прокомментировал слухи о «разводе» с Mail.ru

Президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф дал интервью РБК, в котором рассказал, как малый бизнес спас экономику России, к чему привёл «невиданный избыток денег на рынке» и могут ли техногиганты противостоять государству. «Секрет фирмы» выбрал главные тезисы.

Малый спаситель экономики

По мнению Грефа, Россия чувствовала себя значительно лучше большинства стран во время пандемии коронавируса благодаря особенностям экономики, а именно слаборазвитому малому бизнесу. Он напомнил, что от локдаунов пострадали больше всего те страны, экономика которых опирается на сферу услуг и небольшие частные предприятия. Если в некоторых государствах малый бизнес приносит до 60% ВВП, то в России — только 20%. «В этом смысле несовершенство структуры нашей экономики сработало на нас», — отметил глава Сбербанка.

Также положительную роль во время кризиса сыграло резкое снижение ставки рефинансирования, сказал банкир. В начале пандемии ставка находилась на уровне 6,25%, а затем её снизили на 200 б. п., что «очень сильно поддержало экономику».

По словам Грефа, российской экономике помогли и другие меры властей. Он напомнил, что в 2020 году мир наблюдал небывалый обвал нефтяных котировок — доходило до отрицательных цен. «Но введённое правительством бюджетное правило сработало, и такое падение цен на нефть не оказало такого драматического влияния на экономику, волатильность валюты и т. д.», — отметил глава Сбербанка.

О ключевой ставке

Повышение ключевой ставки негативно сказывается на восстановлении экономики, но в борьбе с инфляцией это действенный инструмент, указал Греф. По его мнению, несправедливо говорить, что последнее повышение ставки со стороны ЦБ на 0,25 п. п. было необоснованным. Однако радикально повышать показатель сейчас не нужно, полагает глава Сбербанка.

«Сейчас нет оснований для резкого повышения ставки. Я бы ещё посмотрел на ситуацию, сейчас не очевидны тренды. Да, есть восстановительный спрос населения, отложенный. Есть накопленные средства на счетах, <....> речь идёт в первую очередь про людей с невысоким доходом. У них в период пандемии появилась абсолютно рациональная модель поведения — они накопили средства. Вопрос: каким темпом и на что они их будут тратить сейчас?» — сказал Греф.

По мнению главы Сбербанка, повышать ставку можно будет после июня, но действовать нужно «маленькими шажками», предупреждая возможные последствия.

Избыток денег

Сейчас на рынке так много денег, как не было никогда, заявил Греф. По его словам, продаётся все что угодно, поэтому наступило золотое время для IPO — выхода компаний на биржу. При этом инвесторам он посоветовал вкладываться очень осторожно, так как на рынке образовался большой пузырь.

Банкир отметил, что в этом смысле российский рынок уникален: он не перегрет, если не учитывать некоторые компании. А вот США может ожидать серьёзный спад, особенно в технологическом секторе. «К сожалению, развивающиеся рынки всегда страдают первыми... Мы маленький рынок с высоким риском, поэтому из нас деньги будут выводить в первую очередь», — добавил глава Сбербанка.

Про слухи о «разводе» с Mail.ru Group

В конце марта The Financial Times со ссылкой на источники написала, что «Сбер» и Mail.ru Group якобы готовят раздел совместного предприятия «О2О Холдинг». Комментируя эти сведения, Греф заявил, что у его компании с Mail.ru Group «значительно меньше конкурирующих направлений», чем с «Яндексом», партнёрство с которым распалось в июне 2020 года.

«У нас очень добрые отношения, и мы находим решения возникающих аналогичных сложных проблем, — пояснил Греф. — Глупо было бы говорить, что они не возникают, потому что, опять-таки, соприкасаются две экосистемы», — сказал он.

По словам Грефа, с «Яндексом» «развод» был объективен, так как компании строили конкурирующие «по всем фронтам» экосистемы. В пример он привел опыт партнёрств Huawei с Alibaba и Alibaba с Tencent, а также переплетение технологических компаний в США. «Apple и Google перекрестно владели акциями, сидели друг у друга в совете директоров. Потом они осознали, что начинают создавать конкурирующие продукты. И они "развелись". Собственно говоря, у нас произошло то же самое», — пояснил глава Сбербанка.

Противостояние техногигантов и экосистем с государством

По мнению Грефа, никакая экосистема никогда не сможет конкурировать с государством. Но в то же время он счёл допустимым регулирование со стороны властей, чтобы «где-то экосистемы не переходили границы допустимого». К примеру, «перебором» со стороны техногигантов может быть ничем не регулируемое закрытие аккаунта главы государства в соцсетях, отметил глава Сбербанка. При этом он указал, что государства сначала не вмешиваются, долго изучают подобные случаи, но потом всё же принимают «жёсткие решения, обязательные для всех».

Мифы об экосистеме Сбербанка

Греф заявил, что существуют два мифа о стратегии Сбербанка. «Первый — о количестве покупок. Все наши покупки за последние шесть лет — это 145 млрд руб. Для размера нашего бизнеса это копейки — 1,5-месячный объём нашей прибыли, 3% нашего капитала», — отметил банкир. Он указал, что другие крупные банки на покупку нефинансовых активов выделяют от 15 до 25% всего капитала.

По словам Грефа, второй миф касается дорогих покупок. «Сбербанк ничего не покупает дорого, и рынок это прекрасно знает. Мы большое количество сделок не совершили именно потому, что мы считаем цену неоправданно завышенной. Мы никогда ничего не покупаем дороже, чем это того стоит», — добавил он.

Фото: Алексей Никольский / РИА Новости

Главные новости бизнеса, экономики и финансов — у нас в фейсбуке.