secretmag.ru
Новости6 мин.

Голландский гамбит. Разорванное с Нидерландами соглашение больно ударит по российскому бизнесу

13 апреля Правительство РФ разорвало налоговое соглашение с Нидерландами, где зарегистрированы материнские юрлица X5 Retail Group, «Яндекс» и многих других холдингов, работающих в России. «Секрет» узнал у экспертов, придётся ли этим компаниям платить двойные налоги и чем ещё обернётся турбулентность в отношениях России и Нидерландов.

Что произошло?

В конце марта президент Владимир Путин заявил, что надо бороться с выводом денег за рубеж. Первым делом он поручил повысить налоги на дивиденды на 15%, а вырученные средства направить на поддержку населения во время пандемии. Это привело к пересмотру целого ряда соглашений с другими странами об избежании двойного налогообложения. Среди таких стран которых оказались и Нидерланды.

«Сейчас две трети таких средств (дивидендов, уходящих за границу. — Прим. “Секрета”), а, по сути, это доходы конкретных физических лиц, в результате разного рода схем так называемой оптимизации облагаются реальной ставкой налога лишь в 2%. Тогда как граждане даже с небольших зарплат платят подоходный налог в 13%», — пояснил мотивы своего решения президент и добавил, что Россия выйдет из соглашений об избежании двойного налогообложения с теми странами, которые не пойдут на повышение налогов.

Почему Нидерланды?

Чтобы выполнить поручения Владимира Путина, правительство должно найти страны, через которые «транзитом» проходит больше всего денег, объясняют опрошенные «Секретом» эксперты.

Поэтому Минфин России начал вести переговоры с так называемыми транзитными юрисдикциями, где, по мнению ведомства, расположены компании, через которые деньги идут на зарубежные счета. Перечень таких стран официально не раскрывают. Но изменения, по мнению экспертов, точно не коснутся «стратегических партнёров» России — Китая, Германии, Франции и Италии.

Минфин провёл успешные переговоры с правительствами Кипра, Мальты и Люксембурга, в результате которых налоговые соглашения изменили на российских условиях. На очереди стоят Швейцария и Гонконг (специальный административный район Китая).

«Транзитный характер движения инвестиций через эти страны — достаточно распространенное явление», — пояснил руководитель налоговой практики Eversheds Sutherland Андрей Грачёв.

«Изначально переговоры с Кипром шли довольно тяжело, но киприоты довольно быстро пошли на уступки после того, как Минфин заявил о начале процедуры денонсации*», — сказал «Секрету» налоговый советник юридического сервиса «Ракета» Николай Давыдов.

*Простыми словами

*Денонсация — это когда государство официально отрекается от заключённого им международного договора.

В поле зрения Минфина попали и Нидерланды. В отличие от других держав, в этой стране Россия не видит стратегического партнёра, а руководство Голландии не готово идти на уступки. «Голландская юрисдикция при всем ее "холдинговом" характере не может быть прямо отнесена к числу транзитных. Даже недавнее исследование МВФ подтвердило, что эта страна является одной из лидеров реальных прямых инвестиций», — отметил Андрей Грачев.

Данные ЦБ показывают, что инвестиции из Нидерландов, в отличие от Люксембурга, Мальты и Кипра, перекрывают отток денежных средств из России. Однако вице-премьер правительства Алексей Оверчук отмечал, что Россия в первую очередь анализирует строку оттока капитала, а не общий платёжный баланс с соответствующей страной. Так Нидерланды и попали в список общеизвестных офшоров.

Нидерланды не согласились с условиями РФ, так как это бы существенно повысило нагрузку на голландский бизнес в России. При этом сами Нидерланды не удерживают налогов на дивиденды и проценты российских компаний, подчеркнул партнер по международному налогообложению «Кроу Экспертиза» Рустам Вахитов. По его словам, очевидную уступку вроде ограничения применения льгот к компаниям с голландскими бенефициарами (LOB) почему-то даже не обсуждали.

Сейчас законопроект о денонсации налогового соглашения с Нидерландами внесли в Госдуму — и если до 1 июля он пройдет все стадии рассмотрения, то соглашение перестанут применять с 1 января 2022 года. Чем это может обернуться для российского бизнеса?

Под угрозой — транснациональные компании

Денонсация налогового соглашения с Нидерландами — это неприятная новость для бизнеса, поскольку она может привести к увеличению налогового бремени и двойному налогообложению, считает советник Bryan Cave Leighton Paisner Russia Александр Ерасов. Разрыв соглашения увеличит налоги на дивиденды, проценты, лицензионные платежи и целый ряд других выплат между Россией и Нидерландами.

«В отличие от других стран, которые уже постигла подобная участь, в Нидерландах зарегистрировано гораздо больше штаб-квартир международных компаний, дочерние подразделения которых работают в России. Негативное влияние может быть как на международные компании с российскими корнями, так и на компании "родом" из других стран, среди которых есть и крупнейшие компании с именами мирового масштаба», — пояснил он.

Голландский холдинг X5 Retail Group, который управляет «Пятерочками», «Перекрестками» и другими торговыми сетями в России, перевод деятельности в другую страну в настоящий момент не рассматривает.

«Мы изучаем потенциальный эффект денонсации соглашения на группу и понимаем, что на выплаты 2021 года эффект не распространяется. Учитывая, что денонсация может поставить бизнес, имеющий присутствие в Нидерландах, в неравное положение по сравнению с другими компаниями, что является нарушением основного принципа законодательства о всеобщности и равенстве налогоплательщиков, мы исходим из того, что негативные последствия такого развития событий могут быть нивелированы на законодательном уровне. Проводя аналогию с недавно пересмотренными положениями соглашений с Кипром и Люксембургом, негативных последствий для группы, являющейся публичной, в настоящий момент не ожидаем», — рассказали «Секрету» в пресс-службе компании.


Российские компании с нидерландской пропиской

  • Gazprom EP International B.V.,
  • Svyaznoy N.V.,
  • Yandex N.V.,
  • И др.

Впрочем, опрошенные «Секретом» эксперты сходятся во мнении, что для таких компаний, как X5 Retail Group и «Яндекс», — с голландскими головными офисами — расторжение соглашения будет означать поднятие ставок налога в России:

  • по дивидендам —до 15%,
  • по роялти и процентам до 20%.

«Голландия начнет взимать налог на дивиденды в пользу российских корпоративных акционеров. Сейчас в большинстве случаев он не взимается в силу внутреннего освобождения от налога для дивидендов, которые Голландия односторонне освобождает в силу наличия налогового соглашения (аналогично российскому освобождению процентов в структурах еврооблигаций)», — объяснил Рустам Вахитов.

Разрыв соглашения грозит не только взрывным ростом налоговой нагрузки на российские компании с нидерландской пропиской, но и ситуацией двойного налогообложения, считает налоговый советник юридического сервиса «Ракета» Николай Давыдов. Схожую точку зрения разделяет и Рустам Вахитов. По его словам, двойное налогообложение однозначно будет угрозой для физических лиц: НК РФ не предусматривает зачета налогов уплаченных за границей в отсутствие налогового соглашения. Но таких ситуаций возникает относительно немного.

Повысит ли это выплаты в российский бюджет?

Опрошенные «Секретом» эксперты сходятся в мнении, что такой сценарий вряд ли поможет повысить выплаты в бюджет, а скорее приведёт к масштабной реструктуризации российского бизнеса.

«Реальные голландские компании, возможно, повысят выплаты, но их, по оценкам, не более 10% от получателей потоков из России. Остальные 90% мобильны и, скорее всего, попытаются реструктурироваться, чтобы инвестировать в Россию через юрисдикции с действующими налоговыми соглашениями», — сказал Рустам Вахитов.

Николай Давыдов отмечает, что выбирать юрисдикции для «переезда» довольно сложно, учитывая, что Минфин оставляет за собой право начать переговоры об изменениях к соглашениям с другими странами. «Одним из возможных вариантов представляется регистрация в специальных административных районах (САР) в России, где предусмотрены низкие налоговые ставки. Однако стоит помнить, что такие юрисдикции, как Нидерланды, пользуются популярностью не только из-за низких налогов, а из-за стабильного делового климата, который привлекает инвесторов», — сказал он.

Выбор юрисдикции зависит от того, получает ли компания существенные доходы из России в виде процентов, роялти, дивидендов, подчеркнул Вахитов. «Есть структуры с российскими корнями, которые не имеют существенных потоков из России, на них отсутствие налогового соглашения мало скажется. Для получателей доходов из России картина будет чуть сложнее. Возможно, большой разницы при перемещении на Кипр или в Люксембург не будет. Скорее всего, многие просто откажутся от иностранной части структуры или оставят всё как есть», — сказал он.

Массовой миграции не будет, все будут принимать решения исходя из своей ситуации. Но ясно одно: трансграничные торговля и экономическое сотрудничество ослабнут, так как налоговая нагрузка на трансграничные доходы существенно вырастет.

Откроем важный секрет: всё самое интересное — в нашем телеграме.