Как погиб Евгений Пригожин: основные версии и новые подробности
Что произошло с Пригожиным
Авиакатастрофа с бизнесом-джетом Embraer Legacy произошла вечером 23 августа. Гражданский самолёт летел из Москвы в Санкт-Петербург. В небе над Тверской областью с ним что-то произошло, и он упал возле Куженкино в Бологовском районе на северо-западе региона.
По данным МЧС, на борту было 10 человек, из них трое — члены экипажа. Погибли все. Росавиация сообщила со ссылкой на владельца самолёта «МНТ-Аэро», что среди пассажиров были глава ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин, командир ЧВК «Вагнер» Дмитрий Уткин (от его позывного — «Вагнер» — произошло название ЧВК).
Версии
Официальной версии о причинах крушения самолёта пока нет. Есть только уголовное дело по факту нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Им занимается Следственный комитет.
Бомба в отсеке шасси
Об этой версии сообщил Telegram-канал Shot. Косвенно в пользу именно взрыва на борту говорит тот факт, что хвостовая часть самолёта упала аж в 5 км от фюзеляжа. То есть судно «поломалось» на части ещё высоко в небе.
О теракте на борту заговорили практически сразу после катастрофы. Mash сообщал, что перед крушением самолёта в Тверской области очевидцы слышали два сильных хлопка в небе, после которых у самолёта отвалилось крыло.
По данным Shot, следствие изучает эту версию. А в Шереметьево якобы вывели на работу вообще всех сотрудников службы безопасности, в том числе и тех, кто находился в отпуске.
Две взрывчатки
Это тоже новая версия, о ней рассказала Baza. По данным издания, взрыв бомбы произошёл в сервисном отсеке в районе санузла, то есть в хвосте самолёта. Причём следователи предполагают, что на борту «Эмбраера» могло быть две взрывчатки — на случай, если одна не сработает. А вот версия со взрывом в отсеке шасси, по мнению специалистов, сомнительна.
Журналисты отметили, что расследование катастрофы начали с отработки этапа технического обслуживания самолёта в Шереметьево перед вылетом. Силовиков особенно интересовало, есть ли там новые сотрудники, которые только недавно вышли на работу.
Ошибка пилотирования и технические неполадки
Ранее РБК сообщал со ссылкой на источник, что следствие рассматривает версии об ошибке пилота, технических неполадках.
Косвенно на эту версию указывает странное поведение борта незадолго до падения. Как следует из отчёта сервиса Flightradar, самолёт находился на высоте около 8,5 км до 18:19 по Москве. Потом вертикальная скорость резко упала, и судно потеряло высоту. Однако затем джет вновь пошёл наверх, набрав высоту 9,15 км, опять снизился до 8,4 км и выровнялся на отметке 8,9 км, после чего начал падать.
Пригожин жив?
Смерть Евгения Пригожина официально ещё не подтверждена. Но СМИ и Telegram-каналы сообщали, что тела основателей «Вагнера» опознали. «Фонтанка» пишет, что тело Пригожина опознали в морге по косвенным признакам. А по данным Baza, никаких опознаний не было из-за сильной деформации тел, поэтому требуется генетическая экспертиза.
Портал Msk1.ru со ссылкой на источник заявил, что в тверском похоронном агентстве им подтвердили информацию о гибели Евгения Пригожина. Ещё раньше телекомпания Al Jazeera сообщала об обнаружении телефона бизнесмена на месте крушения самолёта.
На фоне неопределённости поползли слухи, что Пригожина вообще могло не быть на том самом самолёте. Подлило масло в огонь американское издание Politico. Оно рассказало, что ещё в октябре 2019 года появлялась информация, будто лидер ЧВК «Вагнер» был среди пассажиров самолёта, разбившегося в Демократической Республике Конго. Фейк разоблачили только через несколько дней.
Readovka напоминает, что Пригожин для большей безопасности использовал два самолёта. По данным портала, глава «Вагнера» 23 августа мог находиться в другом джете, а не в рухнувшем. К тому же летал он на нём якобы чаще.
Необычные пассажиры. Кто летел с Пригожиным
Вместе с Пригожиным и Уткиным в самолёте летели некоторые высокопоставленные бойцы «Вагнера» и люди, не имевшие отношение к ЧВК.
- Сергей Пропустин — пришёл в ЧВК «Вагнер» в марте 2015 года. Участвовал в боевых действиях во втором разведывательно-штурмовом отряде. Предположительно, он был на борту в качестве охраны.
- Валерий Чекалов — бывший бизнесмен, в ЧВК работал заместителем Пригожина.
- Евгений Макарян — один из ветеранов «Вагнера». Воевал в том числе и в Сирии.
- Александр Тотмин — тоже один из охранников Пригожина. По некоторым данным, до прихода в ЧВК служил в спецназе. Участвовал в военных действиях в Судане.
- Николай Матусеев — боец ЧВК «Вагнер». По некоторым данным, воевал в Сирии.
На борту было три члена экипажа, в том числе 39-летняя бортпроводница Кристина Ядревская. Она приходится сестрой заместителю прокурора Еманжелинска Челябинской области Евгению Распопову. По сведениям Shot, перед вылетом Embraer Legacy 600 стюардесса сообщила родственникам, что их рейс почему-то задерживается.