Герман Греф: «Русская модель чрезвычайно неэффективна, но результативна»
Председатель правления Сбербанка Герман Греф дал большое интервью ТАСС по случаю своего 55-летия. Он поделился взглядами на жизнь и назвал главные проблемы России. Публикуем несколько фрагментов.
О русской модели управления
У профессора Ярославского университета Александра Прохорова есть интересная книга, которая так и называется — «Русская модель управления». Она переведена на английский язык — Russian Management Style. Там всё хорошо и доходчиво описано. Главная мысль, которую проводит автор: русская модель чрезвычайно неэффективна, но результативна. Александр Петрович подтверждает тезис на множестве исторических примеров, когда ради достижения какой-то цели в топку бросали колоссальные ресурсы, включая миллионы человеческих жизней. Результат выливался в огромные потери из серии «мы за ценой не постоим».
Далеко не всякая цель оправдывает средства. Собственно менеджмент — это умение правильно поставить цель и выбрать оптимальный путь её решения. Когда речь идёт о скромном масштабе, наверное, можно действовать по принципу «хотели как лучше, получилось как всегда», ошибка будет не столь болезненна, но в глобальных историях нет иного рецепта успеха, кроме строительства дееспособной системы управления.
В нашей истории часто случается так, что вырывают какие-то кусочки из чужих моделей, пытаются их имплементировать, потом вдруг объявляют: мол, это не для нас, поскольку не соответствует национальной идее или ментальности — вместо признания собственных ошибок и их исправления. После этого мы провозглашаем новые ориентиры и начинаем выдумывать нечто странное и нелепое. Я уже как-то говорил, что мы в России без конца пытаемся изобрести третий путь, поскольку не пробовали пойти по тем, которые проторены до нас. Если бы мы изучили как следует хотя бы один из них, никогда не стали бы изобретать колесо. Законы управления, как и законы физики, универсальны.
О человеческом капитале
Основная проблема не в том, что мы отстали в каких-то технологиях. Гораздо печальнее, что нам не удаётся готовить человеческий капитал того качества и теми темпами, которых требует время. <…> Всё остальное решаемо, это не сложности, а возможности.
Человеческий капитал нельзя быстро перестроить, и именно здесь у нас начал образовываться большой гэп, разрыв. Между российской и западной системой высшего образования пролегает пропасть. По школам мы несколько хуже передовых стран, но гигантского отставания пока ещё нет. Да, если ничего не предпринимать, и тут быстро и глубоко просядем, однако, повторяю, выправить ситуацию ещё можно. А вот в том, что касается подготовки студентов в вузах, положение дел, на мой взгляд, значительно хуже.
По итогам 2018 года в QS World University Rankings смог пробиться лишь Московский университет имени Ломоносова, зацепившись за 95-ю строчку. Американцы, англичане, швейцарцы, немцы, канадцы, японцы, корейцы, китайцы, даже сингапурцы с австралийцами представлены в рейтинге шире. <…> Новосибирский государственный университет занимает 250-е место, остальные — ещё ниже. МГТУ имени Баумана — 291-й, Томский университет — 323-й, МГИМО и МИФИ делят 373-ю позицию.
На мой взгляд, стыдно иметь такой уровень высшего образования в стране с богатейшими традициями в области подготовки научных кадров. Это точка стратегического разрыва, требующая серьёзной перестройки.
<...>
В мае 2013 года заявки на участие в программе «5-100» (основана на одном из «майских указов» Владимира Путина, согласно которому к маю 2020 года хотя бы пять российских вузов должны войти в мировой топ-100. — прим. «Секрета») подали 54 вуза, из которых 36 были допущены к конкурсу. Половина членов аттестационного совета — иностранцы, поэтому было рекомендовано делать презентацию на иностранном языке. Прислушались к пожеланию три университета. Три! И речь не о председателях колхозов откуда-нибудь из сибирской глуши, а о ректорах крупнейших вузов, учёных XXI века, в котором вся наука, к сожалению, на английском.
Многим соискателям я задавал вопрос: «Вот вы решили сейчас попасть в сотню лучших вузов планеты, при этом возглавляете университет уже много-много лет. Что мешало поставить такую цель раньше и попытаться её решить? За полтора десятка лет ваш вуз с 460-й позиции поднялся на 459-ю. Каким волшебным образом он прыгнет за год на сотни строчек вверх?» Меня умиляет стандартный ответ: «Задача не стояла входить в топ-100». Очаровательно, правда?
Когда просишь уточнить, за счёт чего произойдёт этот скачок, ответ получаешь такой, что лучше его не воспроизводить. Не хочу никого обидеть, но серьёзные задачи так не решить, никогда ничего не добиться.
О будущем
Макроэкономику можно сравнить с огромным животным: слоном или носорогом. Ему долго могут досаждать мухи, слепни, бабочки или птички. Гиганту будет лень реагировать на всякую мелочь, но в какой-то момент надоест, он встанет, слегка поведёт плечами, и этого хватит, чтобы все вокруг бросились врассыпную.
<…>
Очевидно, что существующая модель мироустройства долго не протянет, да и национальные управленческие модели — тоже. Ключевое противоречие сегодня заключено между сложившимися старыми пирамидальными системами принятия решений и экспоненциально растущей скоростью изменений. При таком объёме перемен пропускная способность в принятии решений пирамидальных систем весьма ограниченна и не способна поддерживать адекватность системы в целом. Однако сейчас своими действиями политики только наращивают эти диспропорции, да ещё и явно мы движемся к ловушке Фукидида: противоречию между доминирующей мировой силой США и быстро растущей — Китаем. Поэтому, если вовремя не перестроить международные и национальные институты, будет взрыв.
Тяжёлая история. Видимо, человечеству надо хлебнуть лиха, крепко пострадать, чтобы понять, как был ценен мир, который мы имели. Экспонента развития современных технологий и линейное развитие человеческой психики вступили в драматическое противоречие. Всё должно прийти в соответствие.
У «Секрета фирмы» появился канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!