secretmag.ru
Новости

ЕС и Великобритания окончательно отказались от российского угля

С 10 августа в Евросоюзе начал действовать запрет на импорт или транзитные перевозки российского угля и других твёрдых ископаемых видов топлива в рамках пятого пакета санкций против России. Аналогичный запрет действует и в Великобритании. По данным РБК, отечественные угольные компании уже перенаправили поставки в Индию и Турцию. Европейские страны, в свою очередь, переключились на закупку угля в Колумбии, Австралии и ЮАР.

По оценке Еврокомиссии, введённое эмбарго затронет 25% всего российского угольного экспорта на сумму €8 млрд в год. До начала спецоперации на Украине РФ покрывала порядка 70% потребностей Евросоюза в угле. В Минэнерго России уточнили, что в 2021 году экспорт угля из России в Европу составил 48,75 млн т (22,6% от общего экспорта).

Помимо Евросоюза, эмбарго на поставки угля из России ввели США, Япония, Великобритания и Швейцария — однако поставки в большинство этих стран были несопоставимы по объёмам с поставками в Европу.

Несмотря на то что российские власти с весны не раскрывают информацию об экспорте, по данным иностранных отраслевых агентств, после введения эмбарго крупнейшими покупателями российского угля стали Индия (в июле Россия экспортировала в Индию 2,06 млн т угля и переместилась с шестого на третье место среди крупнейших поставщиков в стране) и Турция.

По словам управляющего директора Национального рейтингового агентства Сергея Гришунина, одна из основных сложностей в переориентации российских поставщиков угля на восток — это дисконт в 30% от текущих цен. По данным рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги», российский уголь на мировом рынке продаётся сейчас с дисконтом до 50%. Экспорт в Европу были намного выгоднее: в Евросоюзе цена на энергетический уголь с доставкой составляет около $330 за тонну, тогда как в Китае — $170. При этом, несмотря на резкое падение доходов, российские компании до сих пор остаются в прибыли.

Другая трудность переориентации на Восток, по словам Гришунина, — это нехватка погрузочных мощностей. Несмотря на то что в начале апреля вице-премьер Александр Новак заявлял, что поставлять грузы в Азию можно не только через Приморье, но и через порты на Чёрном и Балтийском морях, рост стоимости фрахта и страховки делает перевозку по этим маршрутам .

Ранее «Секрет» писал, что ещё до вступления в силу эмбарго на импорт российского угля Евросоюз начал закупать ископаемое топливо в Казахстане. Также сообщалось, что частично заменить российский уголь на европейском рынке смогут Индонезия, Австралия, ЮАР и Колумбия.

Фото: Unsplash, Unsplash License