secretmag.ru
Новости2 мин.

Для клиентов российских банков предложили ввести экзамены

Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) предложила Центробанку ввести экзамены для клиентов банков, которые хотят приобрести инвестиционные продукты. Экзамены должны защитить россиян от недобросовестных сделок.

В июле был подписан закон, который обязывает всех желающих вложиться в ценные бумаги проходить тесты. КонфОП предложила распространить эту практику на всех клиентов банков, которые покупают инвестиционные продукты — например, программы страхования жизни или индивидуальные инвестиционные счета. Вложения сопровождаются рисками: гарантированного дохода нет, а забрать деньги раньше срока нельзя.

«Часто уже на этапе первичного ознакомления с продуктом на сайте банка клиентам предоставляют заведомо ложную информацию. В ходе исследования выяснилось, что инвестиционные продукты представляются менеджерами кредитных организаций в качестве более выгодной с точки зрения доходности замены вкладу почти в половине исследованных банков из топ-30, при этом предупреждения о сопутствующих рисках в большинстве случаев отсутствуют», — говорится в письме Центробанку.

Кроме того, людей не устраивает, что их деньги не защищены Агентством по страхованию вкладов. А доходность по программам страхования жизни в половине случаев не превысила 1% — это меньше, чем по вкладам.

При этом КонфОП считает, что тесты должны быть несложными. Они предлагают сначала проверять базовые знания, а потом — более глубокие. При этом первый этап тестов будет в формате «да — нет».

В случае провала тестирования КонфОП предлагает ограничить максимальную сумму вложений до 100 000 рублей. Организация также предложила менять верхний порог в зависимости от уровня жизни региона, наличии и размера долгов.

В Центробанке «примут во внимание» поступившие предложения, заявила пресс-служба регулятора. Однако предложения КонфОП удостоились и критики: в банке «Открытие» удивились идее ввести тесты, потому что финансовая грамотность россиян растёт и инвестиционно-страховые продукты на рынке стали максимально прозрачными. А страховщики заявили, что усложнение процесса повысит затраты банков на продажу продукта. В конечном счёте доходность по ним может упасть, прогнозируют участники рынка.

Фото: Flickr, CC BY 2.0

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!