secretmag.ru
Новости6 мин.

Чего ждать от сделки ОПЕК+ и что будет с рублём. Отвечают эксперты

1 июля министры стран ОПЕК+ планировали договориться об уровне добычи нефти с августа и о продлении сделки на 2022 год. Однако процесс затянулся из-за разногласий между Саудовской Аравией и ОАЭ. Арабские Эмираты требуют увеличения квот для себя, саудовцы выступают против изменения правил расчета квот для отдельной страны. На этом фоне Brent взлетел до максимума с октября 2018 года. Чего ждать от сделки ОПЕК+, как это отразится на нефтяных котировках, российском бюджете и рубле, «Секрет» выяснил у экспертов.

Объединённые Арабские Эмираты хотят увеличить базовый уровень, от которого отсчитываются их квоты на добычу. Продлевать соглашение в рамках ОПЕК+ до конца 2022 года, по словам министра энергетики страны Сухайля аль-Мазруи, сейчас не нужно.

При этом 23 июня баррель Brent впервые с октября 2018 года преодолел отметку в $76. На утро 7 июля (9:45 мск) Brent торговался на бирже ICE ниже $75 ($74,78). Другой эталонный сорт WTI — около $74 ($73,68). По мнению экспертов, опрошенных «Секретом», котировки могут пробить отметку в $80–85.

Российская Urals дорожает вслед за Brent. За первое полугодие 2021 года средняя цена за баррель российской нефти составляла $63,4, что в полтора раза выше прошлогоднего показателя. В июне баррель Urals стоил уже $71,4 — на 70% больше, чем годом ранее.

К какому уровню стремятся нефтяные цены

Директор Центра экономической экспертизы НИУ ВШЭ Марсель Салихов отметил, что дефицит нефти на рынке сейчас довольно значительный — 3–4 млн баррелей в сутки. Причина в традиционном повышении спроса на нефтепродукты в летний период, а также в ограничении предложения со стороны ОПЕК+.

© depositphotos.com

Скорее всего, в ближайшее время котировки превысят $80 за баррель, считает эксперт. С этой оценкой согласна портфельный управляющий «Сбер управление активами» Александра Фалкова. По её словам, рост выше $80 за баррель возможен лишь в краткосрочной перспективе, если ОПЕК+ не примет решения по увеличению добычи с 1 августа.

Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов прогнозирует, что цены могут превысить $80 этим летом, после чего снизятся, и нефть будут торговаться в районе $70–75. А среднегодовая цена может оказаться в районе $68–72 за баррель.

Если соглашение о росте добычи с 1 августа не примут, будут действовать июльские квоты, пояснили Фалкова и Галактионов. В таком случае следующая встреча в формате ОПЕК+ состоится в начале августа. А котировки, по мнению Игоря Галактионова и аналитика группы «Финам» Андрея Маслова, могут подскочить до $85.

Рост цен будет вызван дефицитом, отметил Маслов, поскольку «крупные экономики продолжают восстановление ускоренными темпами и для этого требуется большое количество энергоресурсов».

По мнению собеседницы, в средне- и долгосрочной перспективе на котировки также повлияет рост числа заболевших новым штаммом «дельта» в Европе и введение карантина в ряде стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Также в будущем на рынок может поступить иранская нефть — это будет зависеть от возвращения Тегерана к соглашению по ядерной сделке. Если иранские власти договорятся с Европой и США и со страны снимут санкции, то через 3–4 месяца Иран сможет поставлять на мировой рынок по 0,5 млн баррелей в сутки, а через год к ним добавятся еще 0,8–0,9 млн баррелей, отметила Фалкова.

Чем завершатся переговоры

По словам Салихова, наиболее вероятный сценарий заключается в том, что стороны придут к компромиссу и договорятся об увеличении квот, а вопрос об условиях сделки ОПЕК+ на 2022 год оставят на потом.

«Текущая неопределённость по увеличению добычи невыгодна самим участникам соглашения, так и будет стимулировать давление со стороны США, ЕС, Китая и других крупных потребителей нефти. В настоящее время неиспользуемая мощность по добыче стран ОПЕК+ составляет около 5 млн баррелей в сутки. Потребителям достаточно сложно объяснить, почему производители не увеличивают добычу и не возвращают эту нефть на рынок», — отметил собеседник «Секрета».

Рост добычи, добавил он, в долгосрочных интересах самой ОПЕК+. При цене Brent около $80 за баррель дешевая американская сланцевая нефть может захватить рынок. Ситуацией воспользуются и другие поставщики, не входящие в ОПЕК+, прогнозирует эксперт. Это очевидно не на руку нефтяному картелю.

Наиболее вероятным сценарием выглядит увеличение добычи на меньший уровень, чем изначально планировали в ОПЕК+, а также договорённость с ОАЭ по продлению сделки до конца 2022 года, сообщил Маслов.

© depositphotos.com

Как ситуация с нефтью повлияет на Россию

Высокие цены способствуют укреплению курса рубля, хотя и в меньшей степени, чем раньше, отметил Салихов.

«На 2021 год базовая цена на нефть Urals, установленная в бюджете, составляет около $43 за баррель, то есть существенно ниже текущих уровней. Это означает, что доходы от превышения текущей цены на базовой поступают в ФНБ, а не расходуются на текущие цели», — сообщил экономист.

Это увеличивает резервы страны, но принципиальным образом не влияет на динамику экономики, считает Салихов.

Из-за дорожающей нефти российские нефтяники заплатили существенно больше налогов в абсолютном выражении, чем годом ранее, однако по итогам первого квартала 2021 года их доля в бюджете РФ снизилась, составив порядка 30%, сообщила Фалкова. Маслов напомнил, что до пандемии доля нефтегазовых доходов составляла около 40% бюджетных поступлений.

Для России рост добычи более важен, чем увеличение цен, считает Маслов. При довольно низкой себестоимости производства Urals (около $20 за баррель) спрос на энергоресурсы восстанавливается, пояснил финансовый аналитик.

Директор по развитию TradingView в России Виталий Кирпичёв сообщил «Секрету», что «чем выше будут цены — тем больше будет открываться скважин» в стране.

«Для России текущие цены на нефть очень комфортные с точки зрения бюджета, ведь мы имеем высокую нефть при высоком курсе доллара. Такого сочетания не было с октября 2018 года. Поэтому вполне логичным кажется желание России продать больше нефти при существующей отличной конъюнктуре. Однако такое желание должно быть поддержано остальными участниками ОПЕК+», — отметил эксперт.

© depositphotos.com

Что будет с рублём

Нефтяные цены не так сильно влияют на котировки рубля из-за действия бюджетного правила, заявили «Секрету» аналитики.

Согласно ему, при цене барреля Urals выше установленного уровня в $43 Минфин покупает валюту на дополнительные доходы от продажи нефти. Затем эти средства идут в Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Это ограничивает краткосрочное влияние нефтяных цен на курс и он остается достаточно стабильным, заявили «Секрету» эксперты.

  • В «Сбер управление активами» прогнозируют в ближайшее время «умеренное укрепление рубля» до уровня 72 рубля за доллар. «Этому должно способствовать восстановление мировой экономики и часто сочетающийся с этим спрос на валюты развивающихся рынков», — заявил «Секрету» старший портфельный управляющий компании Дмитрий Постоленко.

  • В «Финаме» отметили, что на рубль влияют и другие факторы — политическая ситуация в мире, денежно-кредитная политика ЦБ, действия регулятора на валютном рынке. «На данный момент мы не ожидаем закрепления российской валюты ниже 70 рублей за доллар и 85 рублей за евро к концу года. К концу лета рубль скорее останется в коридоре 72–75 за доллар и 86–89 за евро», — сообщил аналитик компании Андрей Маслов.

  • В «БКС Мир инвестиций» отметили, что доллар стоил примерно столько же в декабре 2020 года, когда нефть торговалась чуть выше $50. С тех пор курс изменился незначительно, а Brent уже продают по $75. «Так что и при обратном движении нефти масштабной девальвации я бы не ждал», — прогнозирует эксперт компании по фондовому рынку Игорь Галактионов. При колебаниях нефтяных котировок в диапазоне $65–75 за баррель курс доллара может оставаться в узком коридоре 71,5–74,5 рубля за доллар, предсказывают в компании.

Фото: depositphotos.com/Dyshlyuk