secretmag.ru
Новости3 мин.

Цены на продукты в России могут вырасти из-за нововведений на рынке логистики

На рынке логистики назрел конфликт: ретейлеры обязали поставщиков привозить продукты не в распределительные центры, а прямиком в магазины, рассказывают участники рынка. У производителей товаров затраты на бензин и персонал из-за этого могут вырасти вдвое, подсчитали для «Секрета» эксперты логистической платформы «Яндекс.Маршрутизация». В конечном итоге это может привести к росту цен на полках магазинов.

Что произошло

Ассоциация производителей продуктов питания заявила, что ретейлеры, вопреки договорённостям, меняют схему доставки продуктов. Если раньше поставщики привозили товары лишь в крупные распределительные центры, то теперь им предлагают самим развозить продукцию по сотням розничных магазинов. Это значит, что производителям придётся полностью перестроить логистическую цепочку. Эксперты «Яндекс.Маршрутизации» подсчитали, что по новой схеме взаимодействия затраты компаний-поставщиков могут вырасти на 15%. С помощью новой схемы розничные сети хотят переложить всю ответственность по доставке на производителей, утверждают производственники.

В Х5 Retail Group («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель») «Секрету» рассказали, что все изменения происходят заблаговременно и по соглашению сторон в ходе переговоров.

«Мы не сталкивались с претензиями поставщиков из-за изменения базиса. Базис поставки (её условия. — Прим. «Секрета») обычно меняется в связи с развитием торговой сети и логистической инфраструктуры и позволяет сократить логистические издержки, повысить эффективность и скорость доставки продуктов до полок магазинов, что выгодно и поставщику, и потребителю, и торговой сети», — сказал представитель компании.


Как устроена логистика в ретейле

Ретейлеры создают распределительные центры, где хранят товары повседневного спроса. Оттуда товары развозят по магазинам сети. При такой схеме производители отвечают за доставку со своего склада до распределительного центра.

Для сетевиков это не всегда выгодно: ретейлер платит за распределительный центр, при этом продукт попадает на полку магазина не сразу. Особенно критично, если у товара маленький срок годности: партия может испортиться до того, как её раскупят.


Как это отразится на покупателях

Увеличение издержек на логистику в условиях, когда поставщики работают на грани рентабельности, может привести к росту цен на товары, рассказал «Секрету» зампред правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов.

«Поставщик рискует не исполнить обязательства по поставке товара и, как следствие, получить штраф. Если он не сможет перестроить свою логистику, то потеряет полку, а значит, снизит свой товарооборот и, как следствие, рентабельность», — пояснил эксперт.

По словам Леонова, стоимость логистики может вырасти в 3–20 раз в зависимости от цены товара и географии расположения торговых точек. Но к этим расходам добавятся и возможные возвраты продукции, которую нужно будет забирать также из каждой торговой точки.

«Такой рост расходов на доставку товара без изменения его цены приводит к убыткам поставщиков, что особенно пагубно в текущей ситуации, когда основная часть расходов на обеспечение поставок продуктов легла именно на производителей», — отметил эксперт. Какие потери понесут поставщики

Время обслуживания при доставке продукции не в распределительный центр, а в каждую торговую точку может увеличиться на 96%, подсчитали эксперты «Яндекс.Маршрутизации» (в исследовании они смоделировали* работу новой схемы на примере реального производителя, клиенты которого — две торговые сети с семью распределительными центрами и 364 магазинами).

На 60% увеличится время пробега. Это означает, что траты на бензин вырастут почти в два раза. Помимо этого, некоторые компании платят водителям не фиксированную плату за выход на смену, а оплачивают время, проведённое на маршруте. Значит, придется увеличить и расходы на персонал — тоже вдвое.

Каким образом ретейлеры будут компенсировать выпадающие 15% для поставщиков — вопрос переговоров, отмечают в «Яндекс.Маршрутизации». «К примеру, чтобы обеспечить более быстрое попадание товара в магазины, ретейл может пойти на уступки и предложить увеличение места на полках или изменение размера скидки», — говорят эксперты.

В таком случае в выигрыше могут остаться все участники рынка, которые готовы быстро перестроить существующие механизмы.

* Эксперты смоделировали две разные ситуации, чтобы посмотреть, к каким изменениям для производителя приведут новые логистические схемы. Оценку производили по ключевым для поставщика метрикам: общему пробегу и времени на маршруте.

Схема расчёта стоимости доставки — комбинированная, включает в себя фиксированную цену выхода транспортного средства в смену (3000 рублей), а также почасовую оплату (100 рублей в час). Для простоты и наглядности эксперты предположили, что все машины одинаковые.

Фото: СС0

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!