secretmag.ru
Новости

Apple даже не напрягся. Пять российских разработок, которые провалились

Хотели как у них, а получилось как всегда

В феврале Росреестр предложил создать государственный аналог сервиса «Яндекс.Карты». Ведомство хочет потратить деньги нацпроекта «Цифровая экономика», чтобы выполнить поручение президента «об импортозамещении геоинформационных технологий». По мнению представителя Росреестра Федора Шкурова, государство не может использовать «Яндекс.Карты», потому что они «не обеспечивают точность и юридически не гарантируют её».

Но практика показывает, что в России многие инновационные устройства и аналоги западных сервисов уходят в небытие, даже несмотря на господдержку и пышную рекламную кампанию. «Секрет фирмы» вспомнил пять самых громких провалов российских технологических стартапов.

«Ё-мобиль»

Отечественный электромобиль с громким запоминающимся названием так и не добрался до массового производства, хотя на нём успел прокатиться даже Владимир Путин. Авторы проекта не смогли запустить серийный выпуск, а число вышедших в свет «Ё-мобилей» не превышает нескольких десятков.

Концепция

Разработкой электромобиля занималась российско-белорусская компания «ЯРОВИТ Моторс». В 2010 году к проекту присоединилась инвестиционная группа ОНЭКСИМ миллиардера Михаила Прохорова, который тогда готовился выдвинуть свою кандидатуру на пост президента РФ.

Ради проекта стороны создали совместное производство — компанию «Городской автомобиль». Название появилось чуть позже; его автор Владимир Цеслер утверждал, что буква «ё» — это противовес англоязычной «i» в iPod, iPhone и iTunes.

Проект был амбициозным. За 150 млн евро планировалось создать автомобиль с кузовом из базальтового волокна, суперконденсаторами вместо аккумуляторов и роторно-лопастным двигателем. Яркие двухцветные машины должны были стоить в пределах 350 000 — 450 000 рублей, войдя в категорию «народных». «Ё-мобиль» позиционировался как гибридный — он мог использовать для движения (помимо бензина) природный газ и электричество. В результате этого заявленный расход топлива снижался до 3,5 л на 100 км.

Сначала компания «Ё-авто» показала прототипы городского хэтчбека и «молодёжного» кросс-спорт-купе. При этом они не совпали с эскизами, выпущенными за полгода до этого. Ещё через некоторое время разработчики представили концепты ё-микровэна, ё-фургона и ё-кросс-купе. Презентация обещала автолюбителям прекрасное будущее: «Ё-мобиль» можно было завести с ё-фона — смартфона, который предлагался в комплекте. Однако на презентации машины не поехали.

«По словам Прохорова, эпоха обычных автомобилей подошла к концу, однако электромобили пользоваться популярностью не будут, в частности, из-за того, что их суммарный КПД не превышает 17%. КПД «Ё-мобиля» уже сейчас более 40%, а к моменту серийного запуска разработчик рассчитывает довести его до 50%, пообещал Прохоров», — писали о презентации «Ведомости».

Миллиардер утверждал, что в 2011 году начнётся строительство завода, а серийный выпуск и старт продаж — в 2012 году. 1 апреля 2011 года за руль «Ё-мобиля» сел председатель правительства Владимир Путин.

«Ну название, конечно... Не знаю, откуда вы его взяли. Нет, может, даже неплохо. Внимание, во всяком случае, привлекает. Хочу на этом вашем Ё-мобиле доехать до Дмитрия Анатольевича, ему показать. Смогу доехать? Здесь недалеко ведь... Не развалится?» — спросил Путин у Прохорова. Удостоверившись в безопасности, Путин посидел в семейном микровэне, а затем сел в кросс-купе и поехал к Медведеву.

После этого россияне за первые сутки приёма заявок отправили более 50 000 предзаказов на «Ё-мобиль». Впрочем, предоплаты не требовалось, а реальный договор купли-продажи предлагалось заключить позже.

Проблемы

Летом 2011 года началось строительство завода в Марьине. Однако 2012 год наступил, а серийное производство так и не стартовало. Глава ОНЭКСИМ Дмитрий Разумов назвал новые сроки — 2014–2015 год.

Скепсис по поводу «Ё-мобиля» нарастал. Развеять его попытался Прохоров, который летом 2013 года приехал на своём детище на петербургский экономический форум.

Однако российский гибрид так и не заполонил города: 7 апреля 2014 года проект был официально закрыт, ОНЭКСИМ за €1 передал все технологии государственному институту «НАМИ», а недостроенный завод выставили на продажу. В декабре 2014 года «Ё-мобиль» торжественно подарили лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому. И на этом всё.

Ё-микровэн

© СС0

Чем закончилось

Проект «Ё-мобиль» был не автомобильным, а имиджевым, утверждали эксперты журнала «За рулём».

«Чтобы сделать машину, отвечающую современным требованиям, сегодня недостаточно отваги и таланта. Нужна мощная структура: завод, техцентр, полигон, инженерный, маркетинговый, производственный корпус. <...> Создатели "Ё-мобиля" рассказывают о нём так, будто строят один концепт, а не серийный продукт — судя по тому количеству новаций, которое впихивают в полипропиленовый корпус. Цену при этом объявляют неслыханно низкую. Да ещё предлагают распылить производство по всей стране. И что, эта сказка станет былью только потому, что на макете "Ё-мобиля" прокатился премьер-министр?» — задавался вопросом журнал ещё в 2011 году.

Чтобы запустить новую современную машину в массовое производство, нужно не €150 млн, а минимум €1 млрд, писал в 2016 году «Авторамблер». «Если напрячься, использовать готовую платформу и готовые ноу-хау, можно уложиться миллионов в 300. Но здесь ни о какой готовой платформе и речи не было!»

В июле 2018 года житель Минска выставил на продажу семь прототипов «Ё-мобилей». За хэтчбек он попросил 5 млн рублей. Сейчас объявление недоступно.

«Тайгафон»

Концепция

В 2014 году компания InfoWatch Натальи Касперской решила выпустить защищённый смартфон, которому дали название «Тайгафон». Устройство должно было не пускать шпионов к корпоративной информации.

© скрин с видео / iKakProsto2

Проблемы

Проблемы с «Тайгафоном» начались на стадии разработки механизма защиты от взлома. Сотрудник InfoWatch попытался изменить операционную систему Android на телефоне Sony Xperia. Но производитель отследил вмешательство и заблокировал аппарат.

К 2017 году InfoWatch выпустил свой «Тайгафон», который работал на собственной версии Android. Серийный аппарат стоил 12 000 — 15 000 рублей, но не представлял из себя ничего выдающегося, писали «Известия»: схожий по характеристикам смартфон можно было купить за 8000 рублей.

Главным преимуществом «Тайгафона», по словам разработчиков, была конфиденциальность. Infowatch был готов разработать персональное решение защиты для каждой компании. Организации, закупившие «Тайгафон», могли запретить сотрудникам заходить в корпоративные сервисы с других устройств. Кроме того, смартфон оснащался ярким светодиодом, который оповещал окружающих об аудио- или видеосъёмке.

«Например, можно указать, какие именно приложения нельзя устанавливать, или запретить установку тех, которые требуют доступ к определённой информации, например к фотогалерее. Можно запретить устройству отправлять или получать сообщения, вести аудио- или видеосъемку и др. Нагорный уточнил, что смартфон также можно настроить только на звонки», — писали «Известия».

Чем закончилось

Одним из первых «Тайгафоны» опробовало правительство Северной Осетии. В 2018 году Минсвязи республики планировало закупить 5000 аппаратов. Однако корпоративные клиенты были недовольны и постоянно требовали доработать аппарат, говорила Касперская. Программное обеспечение для обычного Android не подходило для антишпионского смартфона.

В итоге Infowatch решила отказаться от дальнейшего развития «Тайгафона». Ущерб от проекта составил около 40 млн рублей.

Plastic Logic 100

Концепция

В 2011 году «Роснано» решило избавить школьников от необходимости носить тяжёлые учебники и представило электронный учебник Plastic Logic 100 (PL100). Ридер должен был заменить бумажные книги, не отвлекая детей от учёбы, — ради этого госкорпорация вложилась в британскую компанию Plastic Logic, которая разрабатывала дисплеи с технологией электронных чернил.

Планшет выпустили экспериментальным тиражом, а глава «Роснано» Анатолий Чубайс показал устройство Владимиру Путину. Премьер-министр нажал на экран и прочитал: «Как на масляной неделе со стола блины летели...». Планшет безопасен для зрения, не разобьётся и не пострадает во время боёв портфелями, утверждал Чубайс. Он пообещал, что к Дню знаний 2011 года в школы поступит 1000 учебников будущего.

Проблемы

Стоимость одного устройства тогда оценивалась в 12 000 рублей. Таким образом, чтобы раздать PL100 всем 15 млн российских школьников, нужно было потратить 180 млрд рублей. Возможно, из-за этого дальше тестового тиража не зашло, хотя у властей были планы построить завод по производству планшетов в Зеленограде.

Чем закончилось

Суммарные инвестиции «Роснано» в проект Plastic Logic 100 составили $240 млн, сообщали СМИ. Однако, несмотря на провал электронного учебника, российские власти периодически предлагают новые и новые гаджеты для школьников. Летом 2019 года зампред Комитета Госдумы по образованию Борис Чернышов предложил разработать «шкулфоны», чтобы не запрещать смартфоны в учебных заведениях.

Поисковик «Спутник»

Концепция

В марте 2010 года в России заговорили о создании национальной поисковой системы. По данным РБК, идею предложил Владислав Сурков — сотрудник администрации президента. Госпоисковик должен был ориентироваться «на государственные нужды» и фильтровать сайты с запрещённым контентом.

В конце 2010 года появилась информация о том, что Кремль отказался от идеи национального поисковика. Однако в 2011 году идею государственного аналога «Яндекса» и Google поддержал президент Дмитрий Медведев.

До стадии открытого бета-тестирования «Спутник» добрался только к маю 2014 года. Его разработкой занимались энтузиасты из компании «КМ Медиа». В 2012 году фирму выкупил «Ростелеком». На презентации вице-президент корпорации Алексей Басов заявил, что у «Спутника» есть потенциал: около 40% россиян вообще не пользуется интернетом, и госпоисковик может быть им полезен. К этому моменту государство уже инвестировало в «Спутник» $20 млн, суммарные вложения неизвестны.

Проблемы

Отвоевать аудиторию у популярных конкурентов «Спутник» не смог. В 2017 году «Ростелеком» признал проект неудачным — за три года поисковик не вышел из стадии бета-тестирования и не добился даже 1% поискового рынка Рунета. В апреле того года со «Спутника» на другие сайты перешли 100 000 раз — у «Яндекса» и Google эти показатели исчисляются миллиардами.

Чем всё завершилось

В 2018 году «Ростелеком» попросил суд признать компанию «Спутник», которая развивала поисковик, банкротом. Сайт sputnik.ru по-прежнему доступен.

YotaPhone

Российский ответ iPhone не выдержал конкуренцию с иностранными аналогами — он стоил слишком дорого, а идею с экраном с двух сторон так никто и не оценил.

Концепция

Смартфон задумывался специально под сети 4G, рассказывал гендиректор компании «Скартел» (работает под брендом Yota) Денис Свердлов.

Презентация прототипа состоялась в 2010 году — глава «Ростеха» Сергей Чемезов принёс агрегат Дмитрию Медведеву. Он заявил, что российские аппараты с сенсорными экранами будут собираться в Тайване, но потом производство обязательно перенесут в Россию. Чемезов пообещал, что устройство поступит в продажу в 2011 году. После это Свердлов назвал предварительную цену на YotaPhone — примерно 25 000 — 30 000 рублей.

Уже в 2011 году «Скартел» объявил о смещении сроков производства Yota из-за отсутствия в России сетей LTE. Но отменять создание российского смартфона тогда никто не планировал. YotaPhone высоко оценили на выставке электроники CES-2013 и на фестивале Cannes Lions.

В 2013 году Чемезов принёс Медведеву рабочий смартфон. Впрочем, к тому моменту YotaPhone стал ещё менее российским: устройство собирали из иностранных деталей, а производство переехало в Сингапур.

«Apple напрягся?» — спросил Медведев у Чемезова. Тот ответил утвердительно и объяснил, что у YotaPhone два экрана — обычный и с электронными чернилами, который работает «при практически разряженной батарее». Этой идеей восхитился сооснователь Apple Стив Возняк, утверждали в «Ростехе».

Проблемы

Продажи стартовали в конце 2013 года. За первые три недели в России и Европе продали 10 000 YotaPhone, но за последующие полгода, до мая 2014 года — всего 30 000. Чемезов признал, что стартап не окупился: производство и реклама обошлись в $50 млн, а выручить в 2014 году удалось всего $10 млн.

В конце 2014 года в свет вышел YotaPhone 2. На старте продаж он стоил 32 990 рублей — столько же, сколько флагманы компаний-конкурентов. К концу 2014 года цена YotaPhone 2 выросла до 40 000 рублей из-за девальвации рубля. При этом телефон серьёзно уступал своим соперникам в характеристиках, отмечали эксперты.

Чем закончилось

В конце 2015 года появилась печальная статистика: за октябрь в России продали 417 YotaPhone 2, за ноябрь ещё меньше — 270. Не повлияло и то, что смартфон подешевел до 22 000 рублей. Аналитики указывали, что в декабре 2014 — январе 2015 года агрегат приобрели себе 11 500 человек; в YotaDevices говорили о 30 000 проданных устройств за тот же период.

В итоге в марте 2017 года Чемезов объявил о том, что выход YotaPhone 3 «откладывается на неопределённый срок». А в апреле 2019 года суд Каймановых островов признал компанию Yota, производителя YotaPhone, банкротом. Иск подала сингапурская фирма Hi-p Electronis, которая до 2015 года поставляла экраны для первых двух YotaPhone. Долг, из-за которого Yota стала банкротом, составил $1 млн.

«YotaPhone — это очень сложный с инженерной точки зрения телефон. Два разных по своему устройству экрана — один жидкокристаллический, другой — на электронных чернилах, который очень капризен по отношению к температурам. И это только одна из задач, которая требовала решения, — заметил он. — Конечно, в это вкладывались большие средства. Но производители не могли позволить себе большие объёмы производства», — указывал хайтек-обозреватель «Коммерсанта» Александр Леви.

Эксперты отмечают, что, если бы YotaPhone стоил дешевле, он мог бы побороться с конкурентами и не быть таким убыточным.

Фото: yo-auto.ru, CC BY-SA 3.0