Кого увольнять без раздумий: Советы основателей Aviasales, Group-IB, Skyeng и «Теремка»
Лжецы, манипуляторы, офисные зомби и другие вредители
Российские компании не любят увольнять. Обычно к ротации кадров приводит внешний кризис, и, когда он заканчивается, бизнес опять успокаивается. Но волна, вызванная обвалом экономики в 2014–2015 годах, не спадает. В прошлом году, согласно исследованию KPMG, кадровые перестановки планировали 43% компаний, в 2017-м — 37%. Исследователи объясняют это тем, что работодатели рассчитывали уволить худших, чтобы нанять на их место лучших, но в итоге наняли таких же. «Секрет» поинтересовался у предпринимателей, в каких случаях они принимают решение расстаться с работником без раздумий и сожаления.
Российские компании не любят увольнять. Обычно к ротации кадров приводит внешний кризис, и, когда он заканчивается, бизнес опять успокаивается. Но волна, вызванная обвалом экономики в 2014–2015 годы, не спадает. В прошлом году, согласно исследованию KPMG, кадровые перестановки планировали 43% компаний, в 2017-м — 37%. Исследователи объясняют это тем, что работодатели рассчитывали уволить худших, чтобы нанять на их место лучших, но в итоге наняли таких же. «Секрет» поинтересовался у предпринимателей, в каких случаях они принимают решение расстаться с работником без раздумий и сожаления.
Илья Сачков
Генеральный директор Group-IB
1
Главная причина для увольнения — нежелание развиваться. Если человек стоит на месте, вряд ли я смогу с ним работать. Например, я понимаю, что у сотрудника есть проблема, которая мешает ему и, соответственно, нашей компании. Я дам совет — предложу, допустим, прочитать книгу об искусстве переговоров или о теории вероятности. Если увижу, что он не взялся за неё и через месяц, — попрошу покинуть компанию.
Вторая причина — тупость. К сожалению, на собеседовании не всегда получается понять, тупой соискатель или нет. Уровень IQ и образование здесь ни при чём. Например, я однажды уволил помощницу за то, что она отправила 14 февраля книги и яблоки жене моего партнёра вместо того, чтобы отправить их ему самому. Мне хотелось поблагодарить человека за то, что он организовал мне хорошие выходные, а девушка почему-то решила, что я хочу поздравить его жену с Днём святого Валентина (хотя я с ней даже не знаком). В подарке ещё лежала записка со словами «Спасибо за выходные!»
Третья причина — повторение одной ошибки три раза. Это моё правило: если сотрудник не учится на своих же ошибках — мы расстаёмся. Это может быть даже что-то безобидное. Например, некоторые забывают отвечать на письма. Не ответил три раза — прощаемся.
Следующий пункт — неуважительное отношение к компании и её имуществу. Если увижу, что кто-то, например, разлил чай в коридоре и ничего не сделал, чтобы убрать лужу, такой человек может компанию покинуть. Если коллега поцарапал стену и никому об этом не сказал, ему у нас нечего делать.
Безопасность — основа нашего бизнеса. Если наш сотрудник сделает хоть что-то, что может нам навредить, попадёт в любую сомнительную историю, он не только покинет компанию, но, скорее всего, ещё и встретится с нами в суде. И я сделаю всё, чтобы он стал изгоем и никогда не попал ни в одну нормальную организацию. По первым трём пунктам людей увольнять приходилось, по двум последним — пока нет.
Александр Ларьяновский
Управляющий партнер Skyeng
2
Сразу уволю за нанесение обиды клиенту. Не задумаюсь даже на секунду. И не имеет значения, прав клиент или нет. В любом случае задача сотрудника — не допустить возникновения обиды. Когда-то, лет 15 назад, меня самого чуть не уволили за то, что я публично обидел одного психически неуравновешенного пользователя. Тогда я, признаться, не понимал, что плохого в том, чтобы сказать человеку в глаза правду. Теперь понимаю, где грань между «я — человек» и «я — сотрудник». Устраиваясь на работу, вы сдаёте на хранение нанимателю часть личных вкусов и принципов. Это сделка, которую нельзя нарушать. Вторая причина — если вижу, что интересы сотрудника и компании не совпадают. Например, человек хочет всё время с кем-то воевать. Есть такие люди, им нужен конкретный враг, тогда они имеют план действий. Иногда такого человека получается натравить на внешнего противника — конкурента. Но чаще всего тёмная энергия тратится на бесплодные корпоративные войны внутри. Причём, что самое ужасное, речь часто не о захвате власти или дележе бюджета, а о войне ради войны. От таких людей лучше избавляться сразу. Мне приходилось делать так трижды, и каждый раз я очень грустил. Обычно эти люди очень талантливы, энергичны и поэтому весьма полезны. Но это не вопрос выбора — увольнять их или нет, а необходимая гигиеническая процедура.
Дмитрий Ширшов
Сооснователь компании «Миними Петс»
3
Мне было трудно увольнять, пока один мой руководитель (теперь он президент очень крупного холдинга в телекоме) однажды не сказал: «К людям надо относиться гуманно — их следует увольнять». Сначала меня эта фраза покоробила, но с опытом я понял, в чём её мудрость. Часто по компании ходят сотрудники-зомби, которым работа явно не приносит удовольствия. Они мучаются, но сами уйти не решаются, хотя в глубине души знают, что надо. А руководителю не хочется проявлять жёсткость, либо корпоративная культура в компании слишком толерантная. В результате страдают все: сотрудник не получает импульс для развития, коллеги заражаются его настроением. У меня была ситуация с таким зомби в большой международной компании, куда я пришёл возглавить направление маркетинга. В команде было человек 30, все работали усердно, видно было, что в коллективе хорошая энергия. И только один парень сидел с потухшим взглядом и тупо смотрел в монитор. Его руководитель сказал мне, что парень уходит из компании и ему дали пару месяцев, чтобы комфортно поискать новую работу. Я понаблюдал за ним в течение дня, а вечером вызвал HR-менеджера и попросил, чтобы завтра человек ушёл из компании. Конечно, мне было не очень комфортно, но я уверен, что в таких ситуациях действовать нужно только так. Немедленно и без раздумий нужно увольнять за очевидные пороки: запой, кражу, мошенничество. Да и просто за обман. У меня был случай, когда сотрудница намеренно скрыла результаты исследований по продукту. Они показали проблему, и она всячески тянула, параллельно пыталась договориться с лабораторией, чтобы улучшить цифры. При этом команде говорилось, что всё в порядке и проблем нет. Когда всё вскрылось, я немедленно уволил человека.
Михаил Гончаров
Основатель и управляющий сети ресторанов «Теремок»
4
За те 18 лет, что я руковожу компанией «Теремок», был ровно один случай, когда я уволил человека в один день. Тогда выяснилось, что наш сотрудник параллельно работает на конкурентов. В целом же показательные увольнения у нас не приняты. Во-первых, крайне редко человек причиняет ущерб бизнесу осознанно и целенаправленно. То есть это практически исключено, и мы тщательно анализируем любые проступки. Это напоминает судебный процесс: человек имеет право на защиту, у него есть возможность объясниться. Например, если работник поскользнулся и разбил дорогое оборудование, причиной могли стать скользкие полы и неподходящая обувь, которую мы выдали. Виноват тогда буду скорее я, а не сотрудник. Во-вторых, мы очень тщательно подбираем персонал. Когда бизнес только начинался, я лично собеседовал каждого человека, каждого повара или кассира, хотя это и было тяжело. Кадровая служба в компании появилась на третий или даже на четвёртый год. Я смотрю на историю человека, его открытость и честность в общении. Если человек проходит собеседование на высокую должность, проверяем его предыдущие места работы и опрашиваем бывших работодателей.
Валерий Ильинский
Генеральный директор и сооснователь Genotek
5
Немедленно нужно уволить за сокрытие важной информации, обман руководителя и конфликты с другими сотрудниками. Самое острое из перечисленного — сокрытие информации. Восстановить потерянную репутацию гораздо сложнее, чем найти нового компетентного и добросовестного сотрудника. Скоропалительные увольнения у нас случаются достаточно редко, это крайняя мера воздействия. Но недавно мне пришлось к ней прибегнуть. Это был именно тот случай: человек попытался скрыть от меня и своих коллег по отделу данные, касающиеся обслуживания одного крупного клиента.
Константин Калинов
Основатель Aviasales
6
Увольнять без раздумий нужно за ложь.
Фотография на обложке: Fotosearch