secretmag.ru
Инвестиции4 мин.

«Яндекс» становится российским. Можно ли на этом заработать

5 февраля «Яндекс» опубликовал подробности раздела на российскую и международную компании. Сообщение от IT-гиганта пролило свет на многие параметры сделки. В частности, стало понятно, как будет выглядеть российский бизнес и кто его станет контролировать. Однако на многие важные вопросы ответов не последовало. Разбираемся, почему на хороших, казалось бы, новостях бумаги «Яндекса» рухнули и что будет с котировками дальше.

Что сообщил «Яндекс»

Сейчас весь «Яндекс» принадлежит нидерландской Yandex N.V. После сделки головной компанией станет МКАО «Яндекс», зарегистрированная в Калининградской области. Основным владельцем МКАО будет закрытый паевой инвестфонд «Консорциум. Первый». Среди пайщиков много разных российских инвесторов, известных и не очень, а также компания «Лукойл» с долей 10%. Контролирующей доли не будет ни у кого.

Также в Калининграде создали «Фонд менеджеров». Через него команда менеджеров сохранит управление компанией и право принимать ключевые решения.

В новом российском «Яндексе» останутся все сервисы, за исключением четырёх зарубежных проектов:

  • Nebius (облачные технологии),
  • Toloka (разметка данных),
  • Avride (беспилотники),
  • TripleTen (образовательные сервисы).

Акции МКАО «Яндекс» будут торговаться на Мосбирже. А вот бумаги Yandex N.V., которые сейчас покупают и продают сотни тысяч российских инвесторов, ждёт . Держателям этих акций предложат некие «опции по их бумагам».

Почему новости от «Яндекса» не понравились частным инвесторам

После выхода релиза от компании на открытии Мосбиржи акции «Яндекса» упали на 10%. Ко второй половине дня котировки подросли, но всё равно оставались в глубоком минусе.

Это случилось несмотря на то, что в релизе немало позитива:

  • появилась конкретика, кто и как будет владеть и управлять российской компанией. До этого были только домыслы и версии. В частности, многие источники предполагали, что бизнес достанется предпринимателю Владимиру Потанину. Теперь ясно: одного «главного хозяина» точно не будет, а весь топ-менеджмент останется на своих позициях;
  • стало ясно, какие активы будут у российского «Яндекса». В их число попали даже международные проекты. Например, такси и доставка еды в других странах. Раньше же предполагалось, что проекты могут поделить строго по границе — и всё, что за рубежом, не достанется российским инвесторам.

Но все эти хорошие новости перевесила неопределенность в основном вопросе — будет ли обмен бумаг «старого» «Яндекса» на бумаги «нового»? А если будет, то с каким коэффициентом?

«В этом отношении в сегодняшней новости деталей не добавилось», — констатирует портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин.

Смутить участников рынка могло не только это. «Полагаю, что некоторые инвесторы-физики испугались термина "делистинг" и, не разобравшись, стали продавать», — объясняет реакцию на релиз компании коллега Скрябина по «Альфа-Капиталу» Алексей Климюк.

Портфельный управляющий УК «Первая» Андрей Алексеев считает, что сильные движения акций «Яндекса» стоит считать в большей мере спекулятивными, нежели основанными на фундаментальных расчетах.

Что будет с котировками дальше

С начала 2024 года бумаги «Яндекса» выросли на 20%. Во многом как раз на ожиданиях хороших новостей о разделе компании. В инвест-сообществе сложился консенсус: если раздел проведут по благоприятному сценарию, акции взлетят ракетой. Но риски того, что что-то пойдёт не так, огромные.

Поэтому-то сообщение компании и вызвало смешанную реакцию участников торгов.

Сервис «СберИнвестиции» оценил новости от «Яндекса» нейтрально и сохранил позитивный взгляд на бумагу. Аналитики считают, что в течение года она способна подорожать до 4000 рублей (сейчас торгуется в районе 3000 рублей).

В «Альфа Капитале» отметили, что в «российский Яндекс» не войдут проекты, которые попросту «палили деньги» — то есть много инвестировали в развитие и не приносили прибыли. Из крупных «пожирателей » в России остаётся только «Яндекс Маркет», который пытается отнять доли рынка у Wildberries и Ozon.

«У компании есть два варианта: признать, что в текущих условиях это сделать практически невозможно, либо ещё больше наращивать инвестиции и "жечь" ещё больше денег. Есть надежда, что здесь "Яндекс" пойдёт по первому пути. В остальном серьёзных проблем с бизнесом у "Яндекса" нет», — подчеркнул Алексей Климюк.

В ИФК «Солид» советуют взять паузу в принятии решений по бумагам «Яндекса» до тех пор, пока не будут озвучены параметры обмена.

Тем более что подумать есть над чем.

Бумаги «Яндекса» считались перспективными у краткосрочных инвесторов с аппетитом к риску. Что касается долгосрочных перспектив, то неопределённость по поводу стратегии компании, её менеджмента и акционеров не рассеялась.

Раньше можно было предполагать, кто определяет стратегию (основатель, который вместе с сотрудником контролировал акционерное собрание), а кто будет делать это сейчас? Каким бизнесом займётся компания? Возможности роста на рынке онлайн-рекламы исчерпаны, такси превратилось в зрелый бизнес, который могут захотеть регулировать законодатели, а на рынке маркетплейсов компания не может угнаться за Ozon и Wildberries. Кто найдёт для неё точки роста?

Мы знаем лишь, что некие 50 сотрудников войдут в группу совладельцев ЗПИФ, который будет владеть компанией и который заполучил её по очень выгодной цене. Есть ли у всех этих владельцев мотивация развивать компанию, останется ли она компанией роста? Или же теперь усилия будут направлены на сохранение того, что есть?

Эти вопросы никуда не исчезли.

Леонид Делицын
аналитик ФГ «Финам»