«Яндекс» становится российским. Можно ли на этом заработать
Что сообщил «Яндекс»
Сейчас весь «Яндекс» принадлежит нидерландской Yandex N.V. После сделки головной компанией станет МКАО «Яндекс», зарегистрированная в Калининградской области. Основным владельцем МКАО будет закрытый паевой инвестфонд «Консорциум. Первый». Среди пайщиков много разных российских инвесторов, известных и не очень, а также компания «Лукойл» с долей 10%. Контролирующей доли не будет ни у кого.
Также в Калининграде создали «Фонд менеджеров». Через него команда менеджеров сохранит управление компанией и право принимать ключевые решения.
В новом российском «Яндексе» останутся все сервисы, за исключением четырёх зарубежных проектов:
- Nebius (облачные технологии),
- Toloka (разметка данных),
- Avride (беспилотники),
- TripleTen (образовательные сервисы).
Акции МКАО «Яндекс» будут торговаться на Мосбирже. А вот бумаги Yandex N.V., которые сейчас покупают и продают сотни тысяч российских инвесторов, ждёт . Держателям этих акций предложат некие «опции по их бумагам».
Почему новости от «Яндекса» не понравились частным инвесторам
После выхода релиза от компании на открытии Мосбиржи акции «Яндекса» упали на 10%. Ко второй половине дня котировки подросли, но всё равно оставались в глубоком минусе.
Это случилось несмотря на то, что в релизе немало позитива:
- появилась конкретика, кто и как будет владеть и управлять российской компанией. До этого были только домыслы и версии. В частности, многие источники предполагали, что бизнес достанется предпринимателю Владимиру Потанину. Теперь ясно: одного «главного хозяина» точно не будет, а весь топ-менеджмент останется на своих позициях;
- стало ясно, какие активы будут у российского «Яндекса». В их число попали даже международные проекты. Например, такси и доставка еды в других странах. Раньше же предполагалось, что проекты могут поделить строго по границе — и всё, что за рубежом, не достанется российским инвесторам.
Но все эти хорошие новости перевесила неопределенность в основном вопросе — будет ли обмен бумаг «старого» «Яндекса» на бумаги «нового»? А если будет, то с каким коэффициентом?
«В этом отношении в сегодняшней новости деталей не добавилось», — констатирует портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин.
Смутить участников рынка могло не только это. «Полагаю, что некоторые инвесторы-физики испугались термина "делистинг" и, не разобравшись, стали продавать», — объясняет реакцию на релиз компании коллега Скрябина по «Альфа-Капиталу» Алексей Климюк.
Портфельный управляющий УК «Первая» Андрей Алексеев считает, что сильные движения акций «Яндекса» стоит считать в большей мере спекулятивными, нежели основанными на фундаментальных расчетах.
Что будет с котировками дальше
С начала 2024 года бумаги «Яндекса» выросли на 20%. Во многом как раз на ожиданиях хороших новостей о разделе компании. В инвест-сообществе сложился консенсус: если раздел проведут по благоприятному сценарию, акции взлетят ракетой. Но риски того, что что-то пойдёт не так, огромные.
Поэтому-то сообщение компании и вызвало смешанную реакцию участников торгов.
Сервис «СберИнвестиции» оценил новости от «Яндекса» нейтрально и сохранил позитивный взгляд на бумагу. Аналитики считают, что в течение года она способна подорожать до 4000 рублей (сейчас торгуется в районе 3000 рублей).
В «Альфа Капитале» отметили, что в «российский Яндекс» не войдут проекты, которые попросту «палили деньги» — то есть много инвестировали в развитие и не приносили прибыли. Из крупных «пожирателей » в России остаётся только «Яндекс Маркет», который пытается отнять доли рынка у Wildberries и Ozon.
«У компании есть два варианта: признать, что в текущих условиях это сделать практически невозможно, либо ещё больше наращивать инвестиции и "жечь" ещё больше денег. Есть надежда, что здесь "Яндекс" пойдёт по первому пути. В остальном серьёзных проблем с бизнесом у "Яндекса" нет», — подчеркнул Алексей Климюк.
В ИФК «Солид» советуют взять паузу в принятии решений по бумагам «Яндекса» до тех пор, пока не будут озвучены параметры обмена.
Тем более что подумать есть над чем.
Бумаги «Яндекса» считались перспективными у краткосрочных инвесторов с аппетитом к риску. Что касается долгосрочных перспектив, то неопределённость по поводу стратегии компании, её менеджмента и акционеров не рассеялась.
Раньше можно было предполагать, кто определяет стратегию (основатель, который вместе с сотрудником контролировал акционерное собрание), а кто будет делать это сейчас? Каким бизнесом займётся компания? Возможности роста на рынке онлайн-рекламы исчерпаны, такси превратилось в зрелый бизнес, который могут захотеть регулировать законодатели, а на рынке маркетплейсов компания не может угнаться за Ozon и Wildberries. Кто найдёт для неё точки роста?
Мы знаем лишь, что некие 50 сотрудников войдут в группу совладельцев ЗПИФ, который будет владеть компанией и который заполучил её по очень выгодной цене. Есть ли у всех этих владельцев мотивация развивать компанию, останется ли она компанией роста? Или же теперь усилия будут направлены на сохранение того, что есть?
Эти вопросы никуда не исчезли.