secretmag.ru
Инвестиции6 мин.

Стоит ли инвестировать в космическую отрасль (и если да, то куда)

11 июля миллиардер, бизнесмен и энтузиаст авиации Ричард Брэнсон отправился в космос на туристическом ракетоплане собственной компании Virgin Galactic. После успешного полета акции Virgin Galactic подорожали на 21,9% — до $59,99 за бумагу. Но затем просели более чем на 13% после того, как компания сообщила о намерении выпустить на рынок дополнительные бумаги на сумму $500 млн. Заработавшие на взлёте инвесторы зафиксировали прибыль и продали акции.

Инвестиции в космический туризм пока выглядят рисковой затеей: никто не знает, какая именно компания через 5–10 лет станет главным бенефициаром. Но вот сама космическая отрасль кажется россиянам вполне перспективной. Так ли это и на каких игроков стоит обратить внимание, «Секрет» узнал у экспертов.

Космический туризм сегодня — это уже не фантастика, а тренд. Но инвестиции в него хотя и могут принести сверхприбыль, связаны с высоким риском, считают опрошенные «Секретом» аналитики. Рынок космического туризма уже оценивают в сотни миллионов долларов. Исследование Cowen показало, что потенциальные клиенты для сегмента суборбитального туризма — это примерно 2,4 млн человек с капиталом более $5 млн.

Если в 2019 году объем мировой индустрии космического туризма составлял $753 млн, то, по прогнозам UBS, к 2030-му он достигнет $3 млрд. Что касается космической индустрии в целом, Morgan Stanley ожидает, что в 2040 году она будет генерировать выручку в $1 трлн.

«В плане инвестиций в космические акции — отрасль действительно молодая, и участников, особенно публичных, здесь мало. Это одновременно и минус, и плюс. С одной стороны, огромные риски, много непонятных деталей бизнеса, а с другой — перспективное направление на долгие годы», — пояснил «Секрету» Павел Гаврилов, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций».

© depositphotos.com/nelsonart

Космотуризм: Virgin Galactic, SpaceX и Blue Origin

Опрошенные «Секретом» эксперты поспорили о перспективности инвестиций в космический туризм. Павел Гаврилов обратил внимание на то, что отрасли по факту еще не существует: в мире нет ни одной компании, которая бы на постоянной основе брала туристов в космос.

«Ближе всего к этому приблизилась компания Ричарда Брэнсона Virgin Galactic — из-за получения лицензии на коммерческие полёты и успешных испытаний. Однако продано лишь 600 билетов, и, по разным данным, 1000 находится в очереди. Это дорогая ниша и не всем доступная. Когда полёты будут проходить с хоть какой-то регулярностью, к вопросу инвестирования можно будет вернуться», — полагает он.

С ним не согласилась аналитик ФГ «Финам» Наталия Пырьева, которая считает направление весьма перспективным, но предупреждает о том, что компании только начинают запуск коммерческих полётов и пока не имеют фактической прибыли.

Ключевые игроки на рынке космического туризма — это Virgin Galactic, SpaceX и Blue Origin. Сейчас у SpaceX самый большой опыт запуска ракет, однако, в отличие от Virgin Galactic, компания открыто не заявляла о своём желании занять нишу, предупреждает Наталия Пырьева.

Кроме того, из большой тройки «покорителей космоса» на бирже торгуются лишь акции Virgin Galactic, а Blue Origin и SpaceX остаются частными компаниями. Поэтому диверсифицировать риски и инвестировать сразу в несколько компаний сектора пока не получится. Однако рано или поздно и они выйдут на рынок. Глава SpaceX Илон Маск уже объявил о том, что может сделать один из проектов компании — Starlink — публичной компанией после того, как рост доходов станет «достаточно предсказуемым».

Кто на коне

Реальные путешествия в космос только начинаются, поэтому конкуренты будут оценивать успешные/неуспешные испытания каждой из компаний и создавать вокруг них ажиотаж, предупреждает аналитик. Что уже сейчас известно о главных игроках?

Основанная миллиардером Ричардом Брэнсоном компания Virgin Galactic предлагает один из самых «бюджетных» вариантов: 15-минутный полёт на высоту в 100 км, время в невесомости — около трёх минут. Билеты на суборбитальный полет уже раскупили на несколько лет вперёд.

Аналогичное предложение предоставляет американская частная аэрокосмическая компания Blue Origin, которая принадлежит миллиардеру Джеффу Безосу. В апреле 2021 года компания провела успешный испытательный полет корабля New Shepard, внутри которого находился манекен, а 20 июля состоится первый туристический полёт.

Компанию Илона Маска SpaceX считают самым активно развивающимся оператором космических запусков в мире. Миллиардер создал самые современные и недорогие (насколько это возможно для космической отрасли) многоразовые ракеты, следующие на очереди — коммерческие рейсы.

«Каждая из компаний перспективна — у каждой за плечами уже есть определённые достижения, доработки и разработки, поэтому в ближайшем будущем мы станем свидетелями впечатляющей космической гонки. Вероятным ключом к успеху будет снижение издержек, связанных с запуском и производством ракет. Та компания, которая сможет эффективнее других управлять расходами, будет иметь наилучшие перспективы», — резюмировала Пырьева.

Традиционные космические компании

Пока туризм набирает обороты, исследования и связь уже давно работают и расширяются, сейчас это можно назвать более приземленным и перспективным направлением, в отличие от космотуризма, полагает Павел Гаврилов. Аналитик назвал пять компаний, которые могут занять значительную долю космического рынка в ближайшие 5–10 лет.

Northrop Grumman Corporation — американская военно-промышленная компания, которая обеспечивает спутниковую связь и занимается национальной безопасностью США. Среди «космических» партнёров компании — НАСА, Минобороны США и ряд коммерческих организаций. Сфера интересов — электроника и информационные технологии.

Lockheed Martin — американская военно-промышленная компания, которая выпускает авиакосмическую технику, а также занимается судостроением и информационными технологиями. Что касается космического сегмента, здесь компания запустила совместный проект с Boeing — United Launch Alliance. По заказу правительства США они запускают на орбиту космические аппараты.

Boeing отвечает за техподдержку исследований на Международной космической станции (МКС). Компания выпустила коммерческий космический корабль CST-100 Starliner, который помогает экипажу вернуться на Землю. Кроме того, Boeing создает двигатели для ракеты Space Launch System, которую разрабатывает НАСА для миссий к окололунному форпосту Gateway, к Луне и Марсу.

L3Harris Technologies — оборонное предприятие, которое производит беспроводное оборудование, радиостанции и авионику (комплекс бортового электронного оборудования). Компания работает как на государство, так и для коммерческой сферы: разработки L3Harris Technologies используются при спутниковой съемке и зондировании.

Raytheon Technologies производит скафандры, системы жизнеобеспечения для космических капсул и продвинутые наземные тренажеры для космонавтов. Значительную часть доходов получает от правительства США. В сфере интересов компании есть цифровая инженерия для космоса и создание системы спутников для наблюдения за планетой. Среди проектов в разработке — система утилизации космического мусора.

«Космическое направление в этих компаниях не является основным бизнесом и зачастую оно не превышает 20% выручки, это делает их бизнес диверсифицированным, но слабо зависимым от космоса. Но при развитии отрасли более широкими шагами они могут получить выгоду», — пояснил свой выбор Павел Гаврилов.

Аналитик рассматривает эти компании как перспективных поставщиков своих услуг для космоса в будущем, но инвестиционное решение по ним советует принимать исходя из показателей основного бизнеса.

Так стоит ли бежать и инвестировать?

Даже в условиях пандемии коронавируса частные инвестиции в космические компании в прошлом году установили новый рекорд — $8,9 млрд. Отсюда совсем неудивительно, что аналитики Bank of America ожидают, что в ближайшее десятилетие растущая космическая экономика увеличится более чем в три раза, в то время как объем рынка вырастет до $1,4 трлн.

Совсем другой вопрос — стоит ли игра свеч. Во-первых, необходимо отметить, что в ближайшее время Blue Origin или SpaceX проводить IPO не собираются, а это означает, что инвестировать в них не получится. Говоря о Virgin Galactic, падение акций компании можно связать сразу с двумя факторами: сработал принцип покупки на слухах и продажи на фактах, а также компания объявила о продаже новых акций на сумму $500 млн.

Таким образом, довольствоваться приходится такими компаниями, как Airbus Group SE, Dassault Aviation SA, Lockheed Martin Corporation, Israel Aerospace Industries Ltd.,The Boeing Company и так далее. Однако и среди них многие акции выглядят переоценёнными. Если же вы хотите минимизировать риски, то альтернативным вариантом может быть вложение в биржевой фонд по типу Procure Space ETF (UFO).

Игорь Кучма
аналитик TradingView

_Материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. _

Фото: depositphotos.com