Окно возможностей. Какие российские компании планируют выйти на IPO
В 2018–2019 годах ни одна компании не провела первую публичную продажу акций на Московской бирже, и лишь сервис по подбору персонала HeadHunter в мае 2019 года разместил ценные бумаги на американской бирже NASDAQ. 2020 год, несмотря на пандемию коронавируса и вызванное ей замедление мировой экономики, стал для отечественных компаний годом ренессанса: IPO провели онлайн-ритейлер Ozon, девелопер «Самолёт», судоходная компания «Совкомфлот» и ряд других фирм.
В 2021 году эта тенденция может продолжиться. Удачная ситуация на рынке даёт российским компаниям новые возможности для IPO, считают эксперты. Предложить свои акции рынку могут как молодые растущие компании, так и те предприятия, которые уже несколько лет планировали выйти на открытый рынок.
Для инвесторов IPO – рискованный способ заработать деньги, так как после начала торгов акции могут сильно упасть. Ну – или подняться. Так, например, саудовская нефтяная компания Saudi Aramco 5 декабря 2019 года объявила итоги размещения. Уже в первый день торгов на бирже Tadawul, 11 декабря, стоимость размещённых акций взлетела на максимально возможные 10% к цене IPO. А состоявшееся в октябре 2020 года размещение «Совкомфлота» провалилось. Так, в первый день торгов акции потеряли сразу 12% к стоимости IPO.
Важно знать:
Частный инвестор не может самостоятельно купить акции в ходе IPO. Для этого нужно подать брокеру специальную заявку. В день торгов брокер купит для вас нужное количество акций и получит за это комиссию. Но не факт, что он выполнит заявку на 100%, если желающих поучаствовать в IPO будет слишком много.
Какие компании выйдут на IPO
Fix Price
Сеть магазинов с фиксированными ценами основана в 2007 году. Компания управляет 4276 точками в России, Белоруссии, Латвии, Грузии, Казахстане, Киргизии и Узбекистане.
Выручка Fix Price (по Международным стандартам финансовой отчётности, МСФО) в 2020 году выросла на 33% – до 190,059 млрд рублей, прибыль – на 33,4%, до 17,575 млрд рублей.
Капитализация компании: $7,4–8,3 млрд
Объём размещения (сколько ценных бумаг от общего количества выведут на рынок): 20% ($1,5–1,7 млрд)
Когда выйдет на IPO: март 2021 года
IPO Fix Price состоится в первой половине марта. Компания уже объявила сбор заявок от инвесторов. Итоги сделки должны объявить 5 марта, начало торгов бумагами компании на Московской и Лондонской биржах запланировано на 10 марта.
В рамках IPO компания намерена разместить до 170 млн глобальных депозитарных расписок на акции (ГДР, документ, подтверждающий, что вы владеете ценными бумагами; может действовать сразу в нескольких странах).
Диапазон цен на расписки установлен на уровне $8,75-9,75. Объём сделки, по оценкам экспертов, может достигнуть $1,5–1,7 млрд.
ivi
Российская медиакомпания, развивающая онлайн-проекты с легальным профессиональным видео. Главный проект – одноимённый онлайн-кинотеатр. В 2020 году компания начала производить для него собственный контент.
Выручка ivi в 2019 году выросла на 55% и составила 6,1 млрд рублей. За 2020 год данных пока нет.
Капитализация компании: $700–800 млн (оценка «Фридом Финанса»), $1–1,3 млрд (оценка «Альфа-Капитала»)
Объём размещения: не менее 20% ($140-260 млн)
Когда выйдет на IPO: в конце первого полугодия – во втором полугодии 2021 года
ivi подала заявку на IPO в американскую комиссию по ценным бумагам ещё в ноябре 2020 года. Тогда выход на рынок ожидался в январе – марте 2021 года, но размещение отложили из-за нового закона, ограничивающего иностранное владение российскими информационными ресурсами.
Вероятно, ivi выйдет на биржу позднее, в конце первого полугодия или уже во втором полугодии, считает аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов.
«ivi не давала ориентиров по доле привлечения, но очевидно, что рассматривается больше 20% – иначе бы закон об иностранном владении не стал препятствием. Исходя из размера и роста выручки, ivi могут оценить в сумму $700–800 млн», – добавил он.
Совкомбанк
Третий по величине активов частный банк в России (занимает девятое место по активам среди всех российских банков).
Капитализация: $1,5–2 млрд
Объём размещения: 20–25% ($300–500 млн)
Когда выйдет на IPO: 2021-2022 год
В 2020 году банк начал изучать возможность проведения IPO, ожидая подходящего окна для выхода на рынок в 2021 году. В январе Совкомбанк продлил срок размещения допэмиссии 5 млрд акций до 20 апреля 2022 года. Банк рассчитывал привлечь в ходе размещения $300–500 млн.
Segezha Group
Лесопромышленный холдинг, «дочка» российской инвестиционной компании АФК «Система». В состав холдинга входят российские и европейские предприятия лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. География деятельности охватывает 11 государств.
Выручка компании в 2019 году выросла на 1% – до 58,5 млрд рублей, чистая прибыль составила 4,8 млрд рублей против убытка годом ранее.
Капитализация компании: $2 млрд (оценка «Альфа-Капитала»)
Объём размещения: до 25% ($400–500 млн)
Когда выйдет на IPO: в 2021 году
В середине января АФК «Система» сообщила, что готовит компанию Segezha Group к первичному публичному размещению акций в 2021 году, если рыночные условия окажутся благоприятными.
Могут выйти на рынок в 2021 году (но это не точно)
«ВкусВилл»
Розничная сеть супермаркетов и торговая марка «продуктов для здорового питания» появилась в 2009 году. Сейчас у компании более 1000 магазинов по России. В мае 2020 года «ВкусВилл» открыл первую точку за рубежом – в Амстердаме.
Выручка компании в 2020 году выросла на 38% по сравнению с 2019 годом – до 114,1 млрд рублей, чистая прибыль упала на 38,8% – до 1,8 млрд рублей.
Капитализация: $1 млрд (оценка «Фридом Финанс»)
Объём размещения: до 25% ($250 млн) .
Когда выйдет на IPO: неизвестно
«"ВкусВилл" рассматривает размещение на NASDAQ и Московской бирже, но заявку пока не подавал. При годовой выручке 114 млрд рублей компания может стоить на рынке немногим менее $1 млрд», – отметил аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов.
«Бизнес “ВкусВилл” пока расширяется, растёт онлайн-сегмент, благоприятная конъюнктура фондовых рынков может дать дополнительный импульс для компании к IPO», – прокомментировал возможность выхода на рынок начальник управления анализа рынков «Открытие Брокер» Антон Затолокин.
«Сибур»
Крупнейшая нефтегазохимическая компания России. Выручка компании в 2020 году составила 523,01 млрд рублей (снижение на 1,6%), чистая прибыль – 25,634 млрд рублей (снижение в 5,5 раза).
Капитализация: $25–30 млрд (оценка «Альфа-Капитала»)
Объём размещения: неизвестен
Когда выйдет на IPO: неизвестно (возможно в 2021 году)
Разговоры о проведении IPO «Сибура» ведутся уже более десяти лет, однако до конкретики дело пока не доходило. В декабре «Сибур» вывел на полную мощность крупнейший в России завод полимеров – «Запсибнефтехим», а сейчас возводит Амурский газохимический комплекс.
В феврале финансовый директор компании Питер О'Брайен заявил, что «Сибур» в настоящее время не планирует IPO, но «наблюдает возможности на рынке». По его словам, возможность для выхода может возникнуть ближе к моменту введения в эксплуатацию Амурского ГХК в 2024 году. Однако позднее совладелец компании Леонид Михельсон допустил проведение IPO в ближайшее время.
Сейчас высок интерес к растущим компаниям и отраслям, но, если будут разгоняться инфляция и доходность альтернативных инструментов и казначейских облигации США, они могут пострадать, считает портфельный управляющий стратегиями акций УК «Альфа-Капитал» Эдуард Харин. В этом случае перспективнее будут выглядеть недооценённые компании, такие как «Сибур» и Segezha Group, считает он.
Кто ещё
2021 год может оказаться благоприятным для размещения и других российских компаний на бирже, считают опрошенные «Секретом» эксперты.
Mail.Ru Group (игровое подразделение)
О планах Mail.Ru по IPO игрового сегмента стало известно в октябре 2020 года. Ранее компания объединила все игровые проекты в России и за рубежом и выделила их в отдельный бизнес под брендом My.Games.
Размещение может пройти в 2021 году на одной из американских биржевых площадок. При этом в Mail.Ru Group рассчитывают на оценку бизнеса в $2,5–3 млрд.
«Высочайший»
В январе стало известно о подготовке к IPO одной из крупнейших золотодобывающих компаний России – компании «Высочайший» (GV Gold).
Подробностей подготовки размещения пока нет. «Высочайший» собирался провести IPO ещё в начале 2007 года, но в итоге размещение не состоялось. Затем компания планировала IPO на 2018 год, но решила дождаться более благоприятного момента.
«Азбука вкуса»
В 2017 году о возможном выходе сети продовольственных супермаркетов на IPO говорил гендиректор «Азбуки вкуса» Владимир Садовин. Он уточнял, что для выхода на рынок ретейлер должен вырасти в два раза. Выручка «Азбуки вкуса» по итогам 2017 финансового года составила 53,5 млрд рублей, по итогам 2019 года – 65,4 млрд рублей.
«Яндекс.Такси»
«Яндекс» заявлял о планах по проведению IPO «Яндекс.Такси» в начале 2019 года. Стоимость компании оценивалась в $7,7–8,5 млрд. В ноябре 2020 года операционный и финансовый директор «Яндекса» Грег Абовский сообщил, что компания пока не будет проводить первичное публичное размещение акций «Яндекс.Такси».
«Победа»
В 2019 году «Аэрофлот» заявлял, что планирует провести IPO «Победы», предложив рынку 25% капитала дочернего лоукостера. В марте генеральный директор «Аэрофлота» Михаил Полубояринов сообщил, что сценария IPO «Победы» пока нет, в целом такая «тема никогда не закрывалась».
Softline
Поставщик IT-решений и сервисов давно заявляет о желании провести выйти на рынок. Впервые об этом намерении компания сообщила еще в 2007 году, но из-за кризиса 2008 года размещение отложили. Вновь об IPO компания заговорила в 2014 году, намереваясь провести размещение в течение пяти лет. Тогда капитализация Softline оценивалась в $1,5 млрд.
«Европейский медицинский центр» (EMС)
Сеть частных клиник заявляла о планах по IPO ещё в 2018 году. В 2020 году глава компании Андрей Яновский [сообщил] (https://quote.rbc.ru/news/article/5e74d9e19a794776b2740276), что ЕМС будет готовы вернуться к идее первичного размещения в случае стабилизации ситуации на финансовом рынке.
Wildberries
Онлайн-ретейлер пока официально не заявлял о планах по IPO, однако эксперты не исключают, что компания тоже может воспользоваться подходящей конъюнктурой рынка.
По мнению Затолокина, потенциал роста бизнеса компании пока не исчерпан. При этом Эдуард Харин из «Альфа-Капитала» не исключает размещение акций на бирже Wildberries в ближайшее время. «IPO Wildberries не исключено. Хотя они об этих планах не заявляли, но окно возможностей для них очень хорошее», – отметил он.
Что говорят эксперты
В обозримой перспективе планируется свыше десятка IPO компаний из России, в большинстве случаев они будут размещаться на Московской бирже, но в некоторых случаях компании рассматривают лондонскую LSE или американскую NASDAQ, сказал управляющий директор рынков капитала BCS Global Markets Андрей Чепур. По мнению аналитика «Фридом Финанс» Валерия Емельянова, с высокой вероятностью все желающие провести IPO компании будут рассматривать двойное размещение: в Нью-Йорке и Москва или Лондоне и Москве.
По мнению Харина, окно для размещения российских компаний на бирже будет открыто в первом полугодии. «Ждать лучшего момента не приходится, так как сейчас большой интерес к этим историям, в первую очередь к растущим компаниям. Что будет во втором полугодии – сказать трудно», – заключил эксперт.
Размер большинства планируемых IPO составляет приблизительно от $200 млн до $2 млрд, отметил Чепур. «Учитывая бум IPO, который позволяет компаниям успешно размещаться за рубежом, основной спрос на новые бумаги будут обеспечивать зарубежные инвесторы, в том числе розничные», – отметил Емельянов. По мнению Харина, весомую долю могут составить и российские частные инвесторы.
По мнению Емельянова, спекулятивный интерес преобладает в сегменте технологических компаний и ретейлеров, переживших успешную трансформацию. Поэтому локальный «перегрев» если и произойдёт, то затронет по большей части ivi и «Яндекс.Такси», возможно, также коснётся «ВкусВилла». Но, по словам эксперта, сейчас андеррайтеры (специалисты, помогающие оценить риски, определить начальную цену размещения активов, продажи ценных бумаг инвесторам и проч.) более осторожно оценивают компании и стараются добиться максимального спроса на бумаги, не занижая при этом их цену. Это снижает потенциал для дальнейшего роста бумаг. Но тем не менее высокая доходность (до 70%) все ещё часто встречается на рынке.
Материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упомянутые финансовые инструменты или операции могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям/ожиданиям. Определение соответствия финансового инструмента/операции/продукта вашим интересам, целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска исключительно ваша задача.
Фото: depositphotos.com