Лопнет пузырь — жди цунами. Что делать инвестору, когда рынки перегреты
Материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
«Рынок всегда наказывает за беспечную эйфорию»
Судя по всему, ближе к лету карантинные меры в США и Европе начнут ослабевать, люди выйдут на работу и станут активнее тратить деньги на кино, рестораны, путешествия. То есть деньги пойдут в реальные сектора экономики. Инфляция начнёт разгоняться, и к концу 2021 года или началу 2022-го на радарах ФРС (Федеральной резервной системы США. — Прим. «Секрета») замигает красный огонек.
Как неоднократно говорили представители ФРС, их не смущает рост собственного баланса, для них таргет — это инфляция. Как только она станет угрожать экономике США, мы услышим сначала общие, а потом всё более конкретные формулировки о том, что выкуп активов на баланс ФРС надо прекращать. Даже робких высказываний на этот счет хватит, чтобы поднять волну на фондовых рынках всего мира. В цунами её превратят сами участники рынков.
Когда на рынок пришли деньги от ФРС, за ними потянулись частные инвесторы-новички. А что им ещё оставалось? Доходность гособлигаций США упала до нуля вместе со ставкой, депозиты в банках стали вообще отрицательными. И самое главное: порог входа в рынок в 2020 году невероятно снизился — в США появился брокер Robinhood, не берущий комиссии за торговлю, а в России некоторые брокеры предлагают клиентам компенсировать убытки, если они случатся. Видя, как соседи зарабатывают на бирже легкие деньги, многие стали делать то же самое. Правда, не понимая, как всё это работает, и думая, что рынок умеет только расти.
Когда цены на ИТ-компании оказались в стратосфере, а инвесторы-новички почувствовали вкус денег (а заодно и субсидий от правительства США), начались поиски следующих «жертв». Подвернулся сектор зеленой энергетики. Ничего, что для производства «чистых» солнечный батарей нужна масса «грязных» технологических операций. Забираем. Электрокары — нет инфраструктуры для зарядки, высокие цены, небольшое время работы. Ничего. Берем! И вот уже Tesla, NIO, Nikola там же, где и всё ИТ, — с земли и не видно. А аппетиты растут — пора подбирать то, что еле шевелится: круизы, кинотеатры, отели, казино.
Одновременно мы увидели бум IPO. Если в 2019 году на рынок США вышли 211 компаний и привлекли $62,33 млрд, то в 2020-м их количество увеличилось до 473 (на $263 млрд). И это компании, которые зачастую за всё время своего существования не были прибыльными. Апогеем оптимизма стал взрывной рост SPAC’ов — компаний-пустышек, главная цель которых слиться с реальной компанией, которая хочет быстро выйти на биржу. Только вот живет SPAC всего два года, и, если за это время найти такую компанию не получится, инвестор остаётся ни с чем.
Возвращаясь к инфляции, ФРС рано или поздно сообщит невероятно перегретому рынку, что прекращает скупку активов. Крупные игроки, как водится, узнают новость раньше и начнут активно продавать. Частные инвесторы, пока разглядят тренд, потеряют очень много, а затем так же начнут сбрасывать всё, что есть, только чтобы вернуть себе хоть какие-то средства. Такое уже было в марте 2020 года — и обязательно повторится. Рынок всегда наказывает за беспечную эйфорию. Так называемый индикатор Баффета (отношение общей рыночной капитализации всех акций в мире по отношению к глобальному ВВП. — Прим. «Секрета»), который довольно хорошо прогнозирует кризисы, просто кричит нам: «Мы на краю!» Правда, он не был рассчитан на такую щедроcть ФРС. Если же федрезерв продолжит несколько следующих лет мягкую монетарную политику, то ВВП США за счёт снятия ограничений по коронавирусу и низких процентных ставок может прилично разогнаться и остудить индикатор Баффета. Только вот частные инвесторы и хедж-фонды не остановятся, видя рост экономики. Они будут покупать все подряд, и ВВП за ними не угнаться.
Так что обвал случится, даже если ФРС из-за инфляции ужесточит свою кредитно-денежную политику — и в случае, если не сделает этого. Просто первый сценарий более вероятен и ближе по времени.
Поэтому мой совет: инвестируйте только в качественные компании, даже если они кажутся вам скучными. В вашем портфеле должен быть кеш и облигации, а также акции надёжных дивидендных компаний. Они падают не так сильно и одновременно дают регулярный поток денег, который будет не лишним в период спадов.
Что об этом думают российские аналитики
Рост цен на коммодитис (биржевые товары. — Прим. «Секрета») уже сейчас сигнализирует о возможном увеличении инфляции, поскольку в итоге он должен отразиться на себестоимости конечных товаров. С другой стороны, не весь объем средств, влитых в рынок с начала пандемии, доходит до потребителей, увеличение активности которых и вызывает инфляцию.
Отложенный спрос, накопившийся за период локдаунов, действительно может привести к увеличению темпов роста инфляции, однако эффект может быть не настолько драматичным, как это описывает автор.
Глава ФРС Джером Пауэлл после последнего заседания заверил участников рынка в предсказуемости и прозрачности дальнейших шагов регулятора, поэтому вероятность слишком резких и неосторожных действий со стороны ФРС в обозримом будущем, на мой взгляд, не так высока. Всё будет зависеть от того, насколько масштабным будет возможный рост инфляции. После снятия первых весенних локдаунов слишком резких скачков не наблюдалось.
Сравнивать возможное снижение рынка с мартовским обвалом я бы не стал, ведь тогда уровень неопределенности был в разы выше, чем сейчас. Однако глядя на то, с какой регулярностью индекс S&P 500 обновляет исторические максимумы, я тоже задумываюсь о том, что если такая ситуация продлится достаточно долго, то и последующий спад может быть значительным.
Также частично соглашусь с автором относительно подхода к выбору активов. Благодаря денежным вливаниям и приходу частных инвесторов стоимость отдельных компаний предполагает такие темпы роста, которые могут показаться недостижимыми даже при самых оптимистичных прогнозах. По мере того как иллюзии участников рынка относительно перспектив этих компаний будут развеиваться, стоимость этих активов, вероятно, также скорректируется до более адекватных значений.
За ростом рынка всегда следует коррекция, и чем больше рост, тем болезненней может быть спад, особенно если рост на рынке акций был обусловлен приходом «лишних» денег, а не развитием экономики. Вопрос только в том, будет ли это просто коррекция рынка, которая остудит пыл покупателей, или это будет реальный кризис из-за смены экономических парадигм, равный по своей силе Великой депрессии 1929 года или нефтяному шоку 1973 года?
Возможно, мы стоим на пороге нового кризиса, так как меняется структура экономики — она переходит от сырьевой в цифровую. Для сторонников циклов Кондратьева очевидно, что смена цикла (рост и спад экономики происходят каждый 48–55 лет) как раз приходится на 2021–2028 годы.
«Старая экономика», основанная на потребительском кредитовании, накопила слишком много долгов, как государственных, так и корпоративных. Приход Байдена может лишь отсрочить разрешение этой ситуации, так как подпитка экономики деньгами будет продолжаться до устранения «структурных проблем».
Отрезвление начнётся, когда ФРС начнет поднимать ставки, а это начнется после усиления инфляции. Пока же <американцам> удается сдерживать долларовую инфляцию путем её экспорта в остальные страны. Сейчас цены растут, но не из-за избытка денег, а из-за огромного спроса, и доказательством этого является загруженность производственных мощностей (прежде всего Китая) и резким ростом стоимости морского фрахта. Является ли это отложенным спросом из-за антиковидных мер или новым витком роста потребления — покажет время.
Пока на коротком этапе мы наблюдаем период роста и запасаться «тушенкой и гречкой» — то есть сидеть в кеше — точно не стоит как раз из-за обесценивания денег. Я бы рекомендовал инвестировать свободные средства в короткие облигации (с датой погашения не более двух лет), так как они менее подвержены волатильности, а также в акции стоимости (с хорошей дивидендной историей), а также инвестировать в драгоценные металлы в виде акций специализированных фондов (ETF на золото, например) или в акции золотодобывающих компаний. В структуре активов обязательно сочетать валютные и рублевые ценные бумаги.
Автор прав: и новичкам, и опытным инвесторам стоит инвестировать средства в акции надёжных дивидендных компаний. Так как портфель нужно диверсифицировать, стоит обратить внимание на коммодитис и, конечно, драгоценные металлы, которые способны сохранить средства в случае кризиса и колебаний на рынке. В первую очередь — на золото, которое в прошлом году побило несколько рекордов, а в августе торговалось выше тысяч долларов за тройную унцию. Это драгоценный металл способен снизить риски в момент наступления глобальной инфляции. Такое уже наблюдалось в предыдущие годы: когда инфляция увеличивалась на 3% и более, котировки золота взлетали в цене не менее чем на 15%.
Что об этом говорят на Западе
Большинство инвесторов, имеющих на своём счёте более $1 млн, уверены, что сейчас фондовый рынок находится в состоянии пузыря или близок к таковому. В Goldman Saсhs даже составили список самых перегретых акций. В него вошли 39 компаний с высокими мультипликаторами стоимости бизнеса к его выручке. Среди них — Zoom, Datadog и Slack. Из-за большого веса этих компаний в общей капитализации американского рынка это вызывает опасения аналитиков.
Мировая экономика насыщена финансовыми «пузырями», которые могут «схлопнуться» и усугубить нынешний кризис, считают и опрошенные Bloomberg эксперты. Если доходы компаний будут ниже ожидаемых, а распространение вакцины от коронавируса замедлится, на рынках произойдёт обвал из-за ухода инвесторов, предупредили аналитики.
По данным МВФ, в 2020 году правительства выделили не менее $12 трлн на стимулирование экономики, а центробанки предоставили триллионы долларов в виде финансовой поддержки. Это помогло стабилизировать ситуацию на рынках облигаций и укрепило валюты развивающихся стран. В то же время доходность долговых ценных бумаг стала рекордно низкой.
«Центральные банки знают, что они делают — в основном снижают доходность безопасных активов, чтобы повысить спрос на рискованные. Сделав это, вы знаете, что может появиться пузырь, но цена бездействия, вероятно, ещё выше», — отметил главный экономист по Азиатско-Тихоокеанскому региону Natixis SA Алисия Гарсия-Эрреро.
Эксперты подчеркнули, что при росте инфляции центробанки будут вынуждены отказаться от смягчения денежно-кредитной политики. После этого ситуация на рынках резко ухудшится, что может свести на нет все попытки восстановить экономику
Материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упомянутые финансовые инструменты или операции могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям/ожиданиям. Определение соответствия финансового инструмента/операции/продукта вашим интересам, целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска исключительно ваша задача.
Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com
Как заработать миллион на акциях? Ответ в разделе «Инвестиции».