Как холдинг из СНГ проводит экспансию на глобальных рынках
Экосистема, рожденная в Казахстане
11 лет назад, предприниматель Тимур Турлов начал строить бизнес в Казахстане. Команде энтузиастов, удалось превратить небольшую компанию в глобальный холдинг с капитализацией в $ 5 млрд. На домашнем рынке работает уникальная экосистема, которая вышла за рамки финансового сектора и предоставляет широкий спектр самых разных услуг.
Компания нацелена на получение синергии от интеграции всех сегментов масштабного бизнеса, что, в первую очередь, отражается на скорости и качестве оказания услуг каждому клиенту. Как работает экосистема и какие новые продукты в ней уже были созданы?
- Ядро экосистемы — Freedom Bank, который обслуживает почти миллион клиентов, предложил рынку цифровую ипотеку и цифровой автокредит. Это самые быстрые сервисы в местной нише кредитования. Приобрести квартиру или дом можно дистанционно: благодаря цифровым технологиям происходит быстрая идентификация клиентов, сделка проходит, минуя бюрократические барьеры. Единственной точкой физического контакта остался нотариус, но и там процесс оформления максимально оцифрован. Все документы загружаются в личный кабинет нотариуса и уже готовы на момент заключения сделки. В Топ-10 государств мира по развитию цифрового правительства нет аналогичного сервиса по оформлению ипотеки в полном цикле. Цифровой автокредит тоже является новой финтех услугой. Каждый шаг в процессе покупки автомобиля проходит онлайн. При выдаче кредита используются сервисы и базы данных 10 государственных органов.
- Искусственный интеллект и другие технологии в трейдинге. На домашнем рынке работают две компании: Фридом Финанс и Freedom Finance Global. Цифровая платформа холдинга — Tradernet предоставляет доступ к более миллиону финансовых инструментов, среди которых акции, IPO, биржевые фонды, облигации. Этот продукт уже работает на 16 языках. В аналитический блок Tradernet внедрены технологии искусственного интеллекта, которые позволяют мониторить информационное поле, собирать данные по каждой компании и даже отслеживать их тональность, окрашивая новости в соответствующие цвета, чтобы инвестору было проще ориентироваться в новостной повестке.
- Технологии в сегменте страхования. Благодаря экосистеме, которая аккумулирует мощную клиентскую базу данных, страховые компании холдинга Freedom Life и Freedom Insurance могут проводить персональный анализ и видеть более четко картину риска и соответственно ей предлагать клиентам дешевую страховку. В целом знание своего клиента позволяет компании улучшать сервис всей экосистемы.
- Техно-сервисы Life-style. За последний год «Фридом Финанс» начал активно развивать нефинансовый сектор своего бизнеса. Это пример того, как технологии помогают людям в их ежедневных заботах, сегодня можно в пару касаний решить задачи, которые раньше требовали много времени и сил. Покупка продуктов через Arbuz.kz, билеты на мероприятия через Тикетон, планирование отпуска с AVIATA.KZ и Chocotravel. Эти сервисы интегрировали в общую экосистему. В результате клиентская база холдинга выросла в разы. Заработал эффект «семи касаний», позволяющий получить больше доверия от клиентов через более частое взаимодействие.
- Телекоммуникационный прорыв. Этим летом холдинг открыл компанию Freedom Telecom. У нее много планов, интеграция банкинга и телекома может дать уникальную синергию и целый ряд инновационных продуктов. Для реализации новой стратегии Freedom Holding Corp. привлек $ 200 млн, разместив через дочернюю компанию Freedom Finance SPC Ltd на казахстанской бирже AIX долларовые облигации с высокой доходностью в 11,5−12% годовых.
Чему «азиатский тех» может научить Запад
Freedom Holding, взращивая техно-продукты на домашнем рынке, в будущем может экспортировать их по всему миру. На самом деле Казахстан может многому научить даже Европу и США, уверен основатель холдинга. Нация технооптимистов, как называет казахстанцев Тимур Турлов в некоторых сферах, касающихся цифровизации ушла на годы вперед. Объединение рынков Востока и Запада взаимовыгодно. Цифровизация сократила расстояния и время, сегодня люди хотят одним кликом перемещать деньги по всему миру и получать сервис высшего качества вне зависимости от того, где они находятся. И у холдинга в этом направлении глобальные планы.
В Европе холдинг осуществляет деятельность через компанию Freedom Finance Europe. В 2021 году она стала членом Euroclear международного центрального депозитария.
К списку стран Европы, где компания уже ведет бизнес: Великобритании, Польше, Греции, Кипру, Германии, Испании, Италии добавились отделения в Нидерландах, Австрии и Болгарии.
В США Freedom Holding начал активную деятельность в 2019 году, когда провел IPO на Nasdaq. Уже 4 года акции компании торгуются под тикером FRHC. Холдинг представлен здесь двумя компаниями: брокером Prime Executions и Freedom Capital Markets, которая получила лицензию на андеррайтинг и теперь выводит на IPO другие компании. Это новый уровень работы, который позволяет холдингу, вносит вклад в целом в глобальное развитие фондового рынка.
При поддержке Freedom Capital Markets были проведены IPO и SPO (вторичное публичное размещение акций) таких компаний, как VolitionRx, DayDayCook, Beam Global и других. Выбор андеррайтера во многом определяет успешность IPO и дальнейшую судьбу ценных бумаг. Задача андеррайтера заключается в анализе рисков, связанных с потенциальным клиентом или сделкой и в целом в видении глобальной картины. Так, выведенный им на IPO медтех Intensity Therapeutics, показал стремительный рост котировок на фоне новостей об удачно пройденном испытании его препарата для лечения рака. В ближайших планах холдинга — расширить свой функционал на американском рынке через клиринговую компанию.
Финансовый хаб
Западным странам Казахстан интересен как финансовый хаб Центральной Азии. Геополитическое положение страны, а также ее высокие кредитные рейтинги в регионе, привлекают внимание всего мирового рынка, где идет масштабный процесс диверсификации. Поэтому Freedom Holding становится своего рода мостом между странами и континентами, отмечает глава холдинга Тимур Турлов. Он уверен, что Казахстан имеет все возможности, чтобы стать новой Швейцарией в Центральной Азии.