Берег для изгоев. Почему «крымский офшор» не решит проблему инвестиций в полуостров
Что произошло
Минэкономразвития РФ разработало законопроект, по которому в Крыму и Севастополе появятся свои «офшоры» — особые административные районы, где будет действовать режим полной конфиденциальности инвесторов.
По замыслу ведомства, такой правовой режим поможет привлечь в Крым инвестиции и защитит российские компании от санкций США и Евросоюза, которые сейчас грозят за работу на полуострове.
Данные о компаниях, которые инвестируют в крымские объекты, засекретят, а резиденты получат льготы от властей — нулевой налог на имущество в течение десяти лет и возможность пониженных тарифов страховых взносов (7,6%, в том числе 6% на пенсионное страхование) и другое.
Впрочем, опрошенные «Секретом» эксперты предупреждают, что сама концепция «крымского офшора» содержит внутреннее противоречие.
Если инициатива направлена на сложившийся бизнес, который страдает от санкций, то с большой долей вероятности такие компании уже ведут активную деятельность в России. Поэтому вопрос о том, найдётся ли достаточное количество новых инвесторов-резидентов Крыма, готовых разрушить налаженные экономические связи ради переезда в Крым и работы с нуля в условиях серьёзной инфраструктурной неустроенности и ограниченного рынка, остаётся довольно сложным.
Кроме того, скрыть всю информацию не выйдет, и за инвестициями в крымскую экономику могут последовать новые санкции. «Отчётность компаний предполагает консолидацию информации о структурных подразделениях, рынках и т. д. Эта информация доступна внешним пользователям. Поэтому новый режим будет интересен, скорее всего, ограниченному числу инвесторов, готовых начать новое, отдельное от основного бизнеса, дело в рамках спецрежима, и держать это в тайне», — пояснил «Секрету» Дмитрий Парамонов.
Как в Крыму офшор создавали
С 2014 года, когда Россия оказалась под санкциями после присоединения Крыма, правительство не раз предлагало превратить полуостров в «цивилизованный офшор».
«Если сейчас повесить на экономику региона дополнительную налоговую нагрузку, связанную с переходом на российское налоговое законодательство, то мы можем потерять действующий бизнес и не создадим условия для прихода нового. Плюс мы хотим создать в Крыму условия ведения бизнеса, аналогичные кипрским», — говорил в 2014-м министр по делам Крыма Олег Савельев.
Но тогда создать офшор не вышло — правительство решило привлекать на полуостров реальный бизнес.
К инициативе вернулись в 2018 году. Тогда председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил: «Я всегда был сторонником того, чтобы Крым был не просто особой экономической зоной, но и в определённом смысле офшором, чтобы в Крыму действовали юридические нормы, которые позволяют работать разным формам, в том числе скрывающим реальных собственников той или иной компании, которые зарегистрированы в крымской юрисдикции. Пока этого не удалось сделать».
У того, что власти вновь заинтересовались этой темой в 2021 году, есть всего две причины, считает к. э. н. преподаватель Школы бизнеса «Синергия» Даниил Петухов. Первая связана с ростом информационного фона, связанного с санкционным давлением со стороны стран Запада на Россию. Вторая — в том, что уровень частных, негосударственных инвестиций в регион явно недостаточен.
Риск стать изгоем на мировом рынке, шантаж и другие риски
Для опрошенных «Секретом» экспертов остаётся загадкой, как новый офшор может работать, если его основная идея — скрывать инвестиции в ситуации, когда рынки становятся всё более и более прозрачными.
Создание такой зоны дискредитирует Россию, предупреждает Дмитрий Парамонов. «Основная международная тенденция — режим максимальной нетерпимости к использованию корпоративных образований для отмывания средств, полученных преступным путём (включая коррупцию) и максимальная прозрачность в вопросах владения компаниями», — пояснил он.
Эксперт добавил, что специалисты по комплаенсу (проверяют чистоту происхождения доходов для исключения рисков. — Прим. «Секрета») во многих странах уже сверяются с реестрами бенефициаров и не работают с контрагентами, чьи связи и инвестиции вызывают сомнения.
Ещё один риск в том, что инвесторы могут стать своего рода заложниками у держателя данной информации, предупреждает Петухов. «Если такому владельцу информации что-то не понравится, он просто может опубликовать (или грозить опубликовать, что вероятнее) собранные и "скрываемые" данные и, таким образом, иметь рычаги влияния на инвесторов. А в пределе — заниматься обычным шантажом», — пояснил он.
Предупреждения специалистов о том, что крымский офшор позволит как-то по-особенному прятать коррупционные схемы и маскировать вывод активов, эксперты сочли несостоятельными. По мнению Даниила Петухова, коррупционные схемы у нас вполне себя нормально чувствуют и без таких экзерсисов.
«Невозможно прятать что-то в структурах, которые полностью контролируются государством, где пристально следят за тем, как установленные законом запреты реально соблюдаются инвесторами. Эта зона не будет терра инкогнита для контролирующих органов», — сказал Парамонов.
Впрочем, крымские офшоры станут дополнительной головной болью для контролирующих органов, предупредил Дмитрий Парамонов. По Конституции экономическое пространство России едино, и отслеживать соблюдение «офшорных» ограничений будет непросто — особенно, если речь идёт о зарегистрированных в Крыму технических компаниях-посредниках.
Очевидно, что российскому бизнесу, плотно связанному с западными компаниями и западным рынком, очень сложно что-то делать на территории Крыма, резюмировал аналитик Олег Богданов.
«Какие бы "плюшки" ни предлагали власти, любая компания, которая будет работать в Крыму, столкнётся с неизбежными санкциями со стороны ЕС, США и других стран, — предупредил он. Как это ни прискорбно звучит, Крым токсичен для российского крупного бизнеса. И не их в этом вина, проблему нужно решать стратегически, а не какими-то очередными полумерами. Но сделать это непросто, поэтому любая схема, которая позволит инвестировать в Крым и развивать полуостров, сейчас актуальна».
Фото: depositphotos.com