Что такое истребитель Су-75 Checkmate и почему о нём говорят. Простыми словами
История создания Су-75 Checkmate
Разработку задумали в компании «Сухой», а занялись работами специалисты Опытно-конструкторского бюро (ОКБ) П. О. Сухого. Спроектировать истребитель удалось всего за один год.
При разработке специалисты активно использовали суперкомпьютер — именно это позволило сократить время, потраченное на создание Су-75. А ещё новые технологии помогли сэкономить.
Впервые истребитель Су-75 Checkmate представили на авиасалоне МАКС в июле 2021 года. Тогда утверждалось, что в течение 15 лет будут изготовлены 300 истребителей — в первую очередь для экспорта.
Название Су-75 Checkmate
Бортовой номер «75» нового лёгкого тактического истребителя объясняли двумя факторами:
- Checkmate дополняет уже существующий самолёт Су-57;
- цифры «5» и «7» — счастливые для компании «Сухой».
Выбор названия Checkmate связывали с тем, что роль истребителя схожа с шахматной фигурой (самолёт сравнивали с непримечательным, но нужным конём).
Вопросы возникали к тому, что самолёт называют не «Шах и мат», а по-английски Checkmate. По словам главы «Ростеха» Сергея Чемезова, это связано с тем, что в основном истребитель ориентирован на экспорт.
А вот в США, по словам источника в разведке, истребитель Checkmate получил прозвище «Крикун» (Screamer). Всё из-за большого воздухозаборника на так называемом подбородке лёгкого тактического самолёта.
Аналоги Су-75 Checkmate за рубежом
На момент презентации Су-75 в мире существовал только один однодвигательный истребитель пятого поколения — американский F-35 Lightning II. Предлагался он только союзникам США и членам НАТО. Обходилась такая машина почти в $ 80 млн.
Су-75 Checkmate задумывался как дешёвый и доступный для многих стран самолёт, в противовес американскому «аналогу». При этом российские конструкторы отмечали, что Су-75 во многом можно назвать особенным самолётом.
«Я бы не сказал, что здесь корректно сравнение с каким-либо самолётом. Я бы сказал, что он уникален. У него уникальная аэродинамическая схема и уникальные решения. Я вам ответственно скажу, что каждое решение, представленное на этом самолёте, оно привело к определённому росту характеристик», — говорил заместитель главного конструктора Checkmate Алексей Булатов.
А вот глава «Ростеха» Сергей Чемезов утверждал, что сопоставимыми с Checkmate характеристиками действительно может похвастаться только американский F-35 — главный конкурент российского истребителя. А ключевым преимуществом Су-75 он называл куда более приятную цену (подробнее ниже).
Американские эксперты так объясняли «смысл» отечественного истребителя: с его помощью Россия могла бы создать коалицию стран-эксплуатантов по аналогии (и для противостояния) с сетью государств, которые используют F-35. В то же время они сомневались в том, что покупателей Су-75 будет так же много.
Ещё Су-75 сравнивали со шведским JAS-39 Gripen, китайским J-10, пакистанским JF-17, а также французским Rafale. Но всё это истребители четвёртого поколения, а не пятого.
Стоимость Су-75 Checkmate
Сначала предполагалось, что Су-75 Checkmate будут продавать за рубеж по цене $ 25−30 млн. Уже через год стоимость истребителя подросла — называли сумму в $ 30−35 млн.
Создатели самолёта также подчёркивали, что лётный час Checkmate будет ещё дешевле, чем у конкурентов, а именно в 6−7 раз ниже, чем у американского F-35, и сопоставим по цене с Gripen NG.
Стоимость лётного часа истребителя из США составляет порядка $ 33 000−35 000, самолёта из Швеции — от $ 4500 до $ 8000.
Производство Су-75 Checkmate
В ноябре 2023 года стало известно, что в России началась подготовка к производству истребителей Су-75. Как сообщили в государственной корпорации «Ростех», конструкторскую документацию уже передали на завод-изготовитель, где вовсю собираются создавать первые образцы.
В организации добавили, что после презентации лёгкого тактического самолёта его создатели получили обратную связь от потенциальных покупателей и скорректировали отдельные технические решения, а также стоимость всего проекта.
«Это существенно повысило конкурентоспособность и коммерческую привлекательность отечественного однодвигательного самолёта, а также снизило технические риски при его создании», — добавили в компании.
Ранее планировалось, что первый полёт Су-75 состоится в 2023 году, а серийные поставки — в 2026-м. Позже глава «Ростеха» Сергей Чемезов утверждал, что истребитель впервые окажется в воздухе в 2025 году, а серийное производство запустят в 2027-м.
Мнения о Су-75 Checkmate
Бывший начальник зенитно-ракетных войск Командования специального назначения ВВС России полковник запаса Сергей Хатылев:
"Вся бортовая аппаратура управления и наведения, аппаратура управления оружием Checkmate соответствует пятому поколению. Возможно, что он в чём-то даже превзойдёт Су-57. Скорее всего, это прообраз истребителя будущего, что как раз и привлекает зарубежных партнёров России".
Заслуженный военный лётчик России, генерал-майор в отставке Владимир Попов:
"Сейчас надо рассматривать Су-75 Checkmate как большой шаг вперёд нашей авиационной промышленности и нашего ВПК. Но не более того. Сейчас нам надо работать в первую очередь по тяжёлому истребителю Су-57, а уже затем настанет очередь Су-75 Checkmate. У Су-75 Checkmate перспективы есть. Потому что лёгкого истребителя пятого поколения у нас нет".
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов:
"Целый ряд стран, которые проводят независимую внешнюю политику, без оглядки на Вашингтон, конечно, будут всерьёз рассматривать эту машину. Это всё традиционные клиенты, которые у нас когда-то покупали МиГ-29 и Су-30. Но и целый ряд новых клиентов может появиться".
Слухи о сбитом Су-57
9 июня в России прокомментировали слухи о поражении истребителя Су-57 на аэродроме в Астраханской области. Днём ранее украинская разведка сообщила, что якобы уничтожила самолёт на аэродроме в РФ. Минобороны об атаках не сообщало.
Первый запредседателя Комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа заявил, что он не стал бы верить данным Главного управления разведки Украины. По его мнению, лучше брать информацию из российских официальных источников.
«Украинская разведка распространяет очень много различных сообщений. Даже если где-то произойдет какая-то техническая авария, то разведка Украины либо Служба безопасности Украины (СБУ) тут же заявят, что это их рук дело. Если где-то произошел пожар по каким-то техническим причинам, то первый, кто об этом заявляет — это разведка Украины или СБУ», — отметил Чепа.
Издание Avia.pro также назвало информацию фейком, так как на «фото доказательствах» от ГРУ нет и намёка на повреждение самолёта.