secretmag.ru
Энциклопедия5 мин.

Что такое семьеведение и почему его изучают в школах. Объясняем простыми словами

© Коллаж: «Секрет фирмы», создано при помощи нейросети

Семьеведение — новый школьный предмет, который знакомит школьников с социальным институтом семьи. Согласно рабочей программе, цель курса — формирование у молодёжи просемейных установок брачности, многодетности и целомудрия. С 2024 года занятия проводят для учеников в качестве внеурочных занятий. Однако Госдума рассматривает идею включить предмет в обязательную программу.

Проще говоря, это дополнительный урок, где школьникам рассказывают, как воспитывать детей, вести совместный бюджет и поддерживать гармонию в отношениях. По сути, как строить и поддерживать семью.

Как и почему предмет появился в школьной программе

С 1 сентября 2024 года для учеников старших классов семьеведение преподают в качестве классного часа или в рамках занятий «Разговоры о важном».

Курс рассчитан на школьников двух возрастов:

  • для учащихся 5–7-х классов;
  • для учащихся 8–9-х классов.

Программа внеурочного курса официально называется «Моя семья». Она включает 36 академических часов. С 2024/2025 учебного года курс тестируют в 42 регионах, занятия ведут 1500 педагогов.

Семьеведение появилось в школах России как государственная инициатива. Так хотят решить проблему с рождаемостью и укрепить традиционные семейные ценности через обучение.

По словам депутата Госдумы Нины Останиной предмет «семьеведение» стал необходим из-за «глобальных вызовов» — необходимости поднять демографию и противостоять «западной идеологии семейной политики, апофеозом которой стала Олимпиада [в Париже]».

В Госдуме предложили с 1 сентября 2025 году сделать предмет «Семьеведение» в российских школах обязательным.

«Мы предлагаем образовательный курс внеурочной деятельности "семьеведение" сделать обязательным для всех школьников страны. Включить его как прямую нормативно обусловленную рекомендацию в федеральную образовательную программу», — сказала Нина Останина на пресс-конференции.

Что именно преподают школьникам

Программа семьеведения состоит из пяти разделов.

МодульПодробное описание
«Человек, семья, общество»Дети изучают, как формируется семья, какую роль она играет в обществе, что такое традиционная форма брака между мужчиной и женщиной. Школьники анализируют распределение ролей между супругами, факторы выбора партнёра и особенности воспитания детей в семье. Также рассматривается понятие родительской ответственности.
«Мои родственники — похожие и разные»Ученики изучают историю своей семьи, составляют генеалогическое древо и отмечают важные моменты в отношениях между поколениями: детьми, родителями, бабушками и дедушками, двоюродными родственниками и другими близкими. Они разбирают, почему могут возникать конфликты в семье и как можно решать проблемы конструктивно.
«О семейном уюте и не только»Ребята осваивают понятия бытового комфорта и благополучия, правила ведения домашнего хозяйства и организации семейного бюджета. Обсуждают и ситуации совместного проживания супругов с близкими родственниками (преимущества и сложности). Изучают особенности обустройства комфортного жилого пространства для разных категорий семей, включая многодетные.
«Важней всего — погода в доме»На занятиях раскрывают нравственно-духовные ценности семейной жизни, подходы к созданию комфортной эмоциональной атмосферы, техники профилактики и урегулирования внутрисемейных конфликтов, методики повышения психологической устойчивости и гармонии. Педагоги приводят рекомендации по поддержанию здорового образа жизни всех членов семьи, соблюдению правильных пищевых привычек, организации совместных мероприятий и праздников.
«Современная семья и право»Учителя знакомят школьников с юридическими аспектами заключения брака, правами и обязанностями супругов, условиями государственной поддержки семей. Обсуждают с ними правовые вопросы касательно устройства приёмных детей и опеки, условий оформления документов, ответственности перед государством и обществом.

Учебный курс должен помочь сформировать у старшеклассников понимание семейных ценностей, ответственности, а также показать реальные возможности, которые предоставляет государство для поддержки семей с детьми.

Почему учебник семьеведения вызвал скандал

Нина Останина в марте 2025 году представила учебник «Семьеведение».

В соавторах учебника по семьеведению, помимо депутата Останиной, значится Ксения Мосунова, которая в прошлом называла себя «родологом».

Родология — не научная концепция, которая определяет человека как продолжение его семьи и в целом рода. Адепт говорят, что родология проходит на стыке психологии, генеалогии и метафизики.

Пресс-конференция, посвящённая презентации учебных пособий по предмету «семьеведение» для учащихся 5–7-х и 8–9-х классов, 2025 год

© Кузьмичёнок Василий /Агентство «Москва»

Вокруг пособия тут же разгорелся скандал. Его инициатором стал известный священник Русской православной церкви Павел Островский.

«Ксения Мосунова, она же — Ксения Губина, считает себя родологом, о чём неоднократно заявляла в своих выступлениях. Если кто не знает, родология является псевдонаукой эзотерического направления, что можно проверить, прочитав, например, рассказы самой Ксении в книге о том, как она консультирует людей. Я не пожалел денег, купил книгу и лично всё проверил», — написал в своём Telegram-канале Островский.

Затем Островский упомянул в другом посте ещё двух экспертов экспертов из списка тех, кто работал над учебником, — Елену Реунову и Марину Тушевскую. Выяснилось, что их основная деятельность в соцсетях — продвижение гаданий, медитаций и, как водится, родологии, отметил Островский.

К критике присоединился председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.

«Могу точно сказать, что никакой учебник по семьеведению имени Останиной — Мосуновой мои дети читать не будут», — заявил Клишас.

Также он добавил, что мракобесы-родологи не должны быть допущены в школу.

«Я знаю, что люди, которые занимаются эзотерикой, мистицизмом, родологией — называйте как угодно всё это мракобесие, — в школу допущены быть не должны», — подчеркнул Клишас.

Останина же в интервью изданию «Подъём» сказала, что не считает родологию чем-то необычным.

«Мне больше импонирует тот факт, что она [Мосунова. — Прим. «Секрета»] профессиональный психолог, имеет базовое психологическое образование и взялась за написание этого раздела. У каждого своя тема была, моей темой было законодательство о семье. Более того, человек возглавляет Институт психологии, дипломированный специалист, выходит на защиту кандидатской диссертации».

Отношение в обществе к предмету: данные опроса

По данным ВЦИОМа, 62% россиян поддерживают появление семьеведения в школьной программе. Наибольшей поддержкой новый курс заручился у «семейных» россиян и родителей школьников.

21% россиян не поддерживают введение курса. Основные возражения среди них: учебная перегрузка и сокращение других предметов, общая бесполезность курса.

Ещё значительная часть людей считают, что воспитание семейных ценностей — исключительно зона ответственности семьи, а не образовательных программ.

Некоторые психологи и общественные деятели заявляют, что этот курс больше полезен, но предпочтитеден для студентов первых курсов.

«Уже очень давно, лет 15 точно я говорю, что подобные вещи нужно давать на первых курсах всех вузов — от мала до велика. Студенты по-другому размышляют, они уже ближе к пониманию о взрослой автономной самостоятельной жизни, — считает детский и семейный психолог Михаил Зотов. — Есть большая вероятность, что подростки на таких уроках будут сидеть и хихикать или, напротив, нервничать. В их замечательные головы эта без сомнения важная и нужная информация вряд ли войдёт».

Зотов добавил, что у школьников голова занята подготовкой к ЕГЭ, поэтому не стоит перегружать их дополнительной информацией.

Как ещё меняется школьная программа

Школьная программа в России регулярно обновляется, в ней появляются новые предметы.

📕 Духовная и нравственная культура России. С 1 сентября 2026 года в 5–7-х классах российских школ введут новый предмет — «духовная и нравственная культура России». Как сообщило Минпросвещения, курс будет знакомить школьников с историей, традициями, обычаями народов страны, а также духовными и культурными ценностями.

«Цель данного предмета — формирование традиционных общечеловеческих ценностей, которые являются основой всех религий, в том числе с использованием примеров жизни великих людей нашей страны», — говорит замминистра просвещения РФ Ольга Колударова.

В ведомстве сообщили, что работа над программой и методикой новой школьной дисциплины закончится до конца 2025 года.

📕 Углубленное изучение истории. С 1 сентября 2025 года время изучения истории в школе увеличат на 136 часов. Для этого предмет «обществознание» исключат из программы 6–8-х классов и перенесут на 9-й класс (34 часа, 1 урок в неделю). Освободившееся время перераспределят на историю: в 5–8-х классах будет три урока в неделю, в 9-м классе — два. Общее количество часов истории вырастет с 340 до 476.

📕 Оценки за поведение. С 1 сентября 2025 года в некоторых школах шести регионов России (Новгородской, Ярославской, Тульской областей, Луганской Народной Республики, Чеченской Республики и Республики Мордовия) планируется запуск пилотного проекта по введению оценок за поведение.

Проект охватит учеников 1–8-х классов, старшеклассники в нём участвовать не будут.

Управлять процессом будут сами школы. Если эксперимент покажет положительные результаты, с января 2026 года систему оценок за поведение внедрят во всех школах России.


Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.