secretmag.ru
Энциклопедия7 мин.

Что такое «Пояс и путь» и почему он ведёт Россию в Китай. Простыми словами

«Пояс и путь» (или «Один пояс, один путь») — инициатива Китайской Народной Республики (КНР) по объединению проектов «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века», которую выдвинули в 2013 году. Это, без преувеличения, самый амбициозный макро- и трансрегиональный проект в мире.

Идея принадлежит председателю КНР Си Цзиньпину. Лидер Китая предложил слить воедино проекты в областях торговли, транспорта и логистики, валютного рынка и других, чтобы расширить евразийское влияние страны и создать крупнейшую в мире экономическую зону, этакий новый Шёлковый путь XXI века.

Проще говоря, это проект международного сотрудничества, который объединяет сухопутный и морской путь из Китая в Европу.

Впервые предложение прозвучало 7 сентября 2013 года, когда Си Цзиньпин выступал в Казахстане. Затем через месяц он повторил его уже в Индонезии. По его замыслу, Китай должен стать идейным лидером этого проекта. В первую очередь КНР сотрудничает со странами, расположенными по пути исторического Шёлкового пути.

Порт Яншань в Шанхае, Китай

История развития проекта

Си Цзиньпин обозначил пять направлений работы:

  • координация в политической области;
  • строительство единой дорожной сети;
  • ликвидация торговых барьеров для стимулирования торговли;
  • переход на расчёт в национальных валютах для увеличения валютных потоков;
  • усиление прямых связей между народами.

Стать участником инициативы в теории может любая страна, публично провозгласив свою приверженность концепции.

Проект охватывает 148 стран и 31 международную организацию. Планируемый общий объём инвестиций в него составил более $1 трлн.

В 2015 году обозначили основные сухопутные маршруты:

  • из Китая через Центральную Азию и Россию до Европы;
  • из Китая через Центральную Азию и Западную Азию до Персидского залива и Средиземного моря;
  • из Китая в Юго-Восточную Азию, в Южную Азию к Индийскому океану.

Морской Шёлковый путь разместился на двух маршрутах: из морских портов Китая через Южно-Китайское море до Индийского океана и дальше до Европы, а также из китайских портов через Южно-Китайское море в южную акваторию Тихого океана.

У Китая также есть стратегия по развитию в Арктике и амбиции по созданию «Полярного Шёлкового пути».

Для обсуждения важных вопросов сообща КНР проводит специальный форум «Один пояс — один путь». На первое такое мероприятие приехали представители более 100 стран, в том числе 30 глав государств. Участники обсуждали результаты реализации инициативы (а их было около 270), текущие на тот момент проекты на сумму $900 млрд и $113 млрд дополнительного финансирования.

Второй форум работал в апреле 2019 года при участии 150 стран, в том числе 40 глав государств. Третий форум «Пояс и путь» планируется в октябре 2023 года в Пекине. Основные акценты хотят сделать на Цифровом и Зелёном Шёлковых путях и Шёлковом пути здоровья.

Контейнерные терминалы в Квайчунге, Гонконг

Зачем Китаю «Пояс и путь»

Идея «Пояс и путь», по официальной информации от Китая, заключается в том, чтобы сделать связи между странами более тесными, взаимное сотрудничество более глубоким, а пространство для развития — более широким.

«Эта великая идея, охватывающая время и пространство, исходит из глубин истории, объединяет древние и современные времена, соединяет Китай и зарубежные страны, соответствует тенденциям мира, развития и взаимовыгодного сотрудничества, несёт в себе мечту о развитии и процветании стран Шёлкового пути», — писало об этом китайское издание People.

Китай нацелен на лидерство, он ищет новые возможности для международного сотрудничества, но прежде всего для своего развития.

«Пояс и путь» — это и долгосрочная политика, и инвестиционная программа. Китаевед, доктор политических наук, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН Владимир Петровский считает, что инициатива напоминает некий международный экономический режим, поскольку разные страны действуют согласованно в общих интересах.

Претворение в жизнь инициативы должно способствовать ключевой цели воплощения «китайской мечты» о великом возрождении нации, которая, в свою очередь, должна служить реализации так называемых двух «целей столетия»: в 2021 году, к столетию Коммунистической партии Китая, завершить строительство общества средней зажиточности (сяокан), а в середине века, к столетию образования КНР в 2049 году, — построить «богатое, сильное, демократическое, цивилизованное и гармоничное модернизированное социалистическое государство».

Анна Киреева
доцент кафедры востоковедения, научный сотрудник Центра комплексного китаеведения и региональных проектов МГИМО МИД России

Порт Момбаса на побережье Индийского океана в Кении.

Пояс и путь: итоги 10 лет

Инициативе «Один пояс, один путь» в 2023 году исполняется 10 лет. В её рамках созданы и создаются новые транспортные коридоры и логистические цепочки между странами.

Так, по программе создания экономического коридора Китай — Монголия — Россия появились мосты через Амур:

  • железнодорожный мост Тунцзян — Нижнеленинское (начал эксплуатироваться в ноябре 2022 года);
  • автодорожный мост Благовещенск — Хэйхэ, был введён в эксплуатацию в 2020 году.

Также, например, планируется появление шоссе, ведущего из Белоруссии через Смоленскую и Оренбургскую области, а также Казахстан в Синьцзян-Уйгурский автономный район.

РФ пока задерживается со своей частью. Китайско-российское совместное предприятие занимается проектированием высокоскоростной железной дороги Москва — Казань через Владимир, Нижний Новгород и Чебоксары с перспективой продления до Екатеринбурга, а затем и до Пекина.

В Кении совместно с КНР построили железную дорогу Момбаса — Найроби в 2017 году. Благодаря проекту удалось создать порядка 50 тыс. рабочих мест для африканцев. Страны Юго-Восточной Азии часто берут льготные китайские кредиты под свои проекты. Так, например, появился железнодорожный мост, связавший КНР с Лаосом.

Сотрудничество с Китаем позволяет странам с напряжёнными отношениями с США обеспечивать экономический рост за счёт инвестиций, инфраструктурных проектов и экспорта энергоресурсов.

Инициатива стимулирует Китай создавать новые финансовые инструменты, включая инвестиционные банки (Азиатский банк инфраструктурных инвестиций), режимы торговли и глобальные платёжные системы. Юань стремится превратиться в резервную валюту международных расчётов.

Под эгидой инициативы появился Университетский Альянс нового Шёлкового пути для межвузовского сотрудничества, Туристический союз городов. К 2022 году объём финансового участия Китая в различных проектах «Пояса и пути» за рубежом достиг $932 млрд.

Что «Пояс и путь» значит для России

России выгодно сотрудничество с Китаем в форме инвестиций. Обе страны в этом заинтересованы, но ситуацию временно осложняют СВО и санкции.

Зато у России появился новый стимул активнее развивать стратегию в контексте «Пояса и пути», так как после введения санкций стало экономически выгоднее ориентироваться не на Запад, а на Восток.

Порт Триеста

Что дальше

Инициатива «Один пояс, один путь» рассчитана на десятки лет вперёд, а китайские инвестиции в чужие экономики продолжаются. Так, в Португалии Китай строит контейнерный порт, собирается вкладываться в проект железнодорожного туннеля из Хельсинки в Таллин, занимается первым метро в Пакистане. В 2022 году КНР финансировала Саудовскую Аравию, Филиппины, Сербию, Ирак, Конго, Индонезию.

Китай старается подстраиваться под современные вызовы и вплетать новые идеи в этот проект — например, есть инициатива «Цифрового Шёлкового пути», подразумевающая цифровизацию экономики, развитие технологий искусственного интеллекта, робототехники, нанотехнологий, облачного хранения данных и всего того, о чём до недавнего времени в стране и речи быть не могло.

КНР открывает свои внутренние рынки для иностранных товаров в обмен на больший доступ своих товаров за рубежом. Так, общую торговую пошлину снизили с 10,5% до 7,8%.

При этом пока остаётся открытым вопрос о том, приведёт ли участие в китайской инициативе к стимулированию экономики партнёров и поможет ли им преодолеть ловушку среднего уровня доходов.

Критика на Западе

Политики и эксперты из западных стран традиционно скептически относятся к китайскому проекту, называя это распространением сферы влияния КНР. Критике подвергают то, что главными участниками инициативы становятся граничащие с Китаем страны, которым априори выгодно такое партнёрство.

По оценке профессора Университета Джона Хопкинса Дэвида Араса, инициатива является отражением стремления КНР создать китаецентричный, хотя и открытый, порядок в Азии, который сможет гарантировать дальнейшее экономическое развитие и в конечном итоге — политическое лидерство Китая.

Происхождение названия

В Китае убеждены, что от названия дела зависит половина его успеха. Через три года после объявления об инициативе «Один пояс, один путь» китайцы сочли, что повторение слова «один» в названии приводит к неверной интерпретации и может навредить делу. Поэтому проект переименовали в «Пояс и путь».

Слово «пояс» отсылает к другой китайской стратегии, «Экономический пояс Шёлкового пути», то есть к сухопутным маршрутам (автомобильным и железнодорожным), а «путь» — к «­Морскому Шёлковому пути XXI века».

Пример употребления на «Секрете»

«В сентябре ВЭБ привлёк Государственный банк развития Китая к финансированию строительства завода по переработке природного газа в Находке (проект укладывается в периметр интересов китайской инициативы "Один пояс — один путь".

(из [материала] года(https://secretmag.ru/news/kitai-i-yaponiyu-zavlekut-v-rossiiskuyu-fabriku-investicii-23-09-2019.htm) «Секрета» от 24 сентября 2019 о фабрике инвестиций ВЭБ.РФ)