Что такое мозговой штурм и как его провести. Объясняем простыми словами
© Коллаж: «Секрет фирмы», Создано при помощи нейросети GigaChat
- Юлия Логинова, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета при Правительстве РФ, исполнительный директор «Лаборатории социального развития»
- Оксана Титова, бизнес-психолог, организационный консультант и эксперт по организационной и групповой динамике
- Светлана Кочмала, бизнес-консультант
- Елена Стебакова, психолог
- Рита Михайлова, тимлид агентства «Пиархаб»
- Анастасия Курникова, HR-менеджер коммуникационного агентства PR Partner
Проще говоря, представьте, что вы с друзьями решаете, куда поехать на выходные. Вместо того чтобы сразу критиковать: «На пляж нельзя — там холодно», «В горы далеко ехать», каждый просто предлагает варианты: «Пляж!», «Горы!», «Музей!», «Пикник в парке!», «Марафон фильмов дома!», «Поездка в соседний город!».
Привлечь коллективный разум к решению проблем и дать этому название придумал американец Алекс Осборн в первой половине ХХ века. Его идею «Чем больше высказано вариантов, тем больше шансов найти там полезное» к нашему времени уже развили всесторонне, но все современные вариации берут начало в книге Осборна «How to ‘Think Up'» 1942 года.
Впрочем, практика коллективных решений существовала задолго до ХХ века, но сформированных правил не имела и называться могла иначе. Например, древнерусское вече в некоторых своих проявлениях напоминало современный брейнсторм.
Как провести мозговой штурм
Чтобы мозговой штурм дал хорошие результаты, следует провести его в несколько этапов, говорит исполнительный директор «Лаборатории социального развития» Юлия Логинова.
Этап 1. Подготовка
- Пригласить людей с разным мировоззрением или обязанностями — чтобы посмотреть на вопрос со всех сторон.
- За несколько дней до брейнсторма озвучить участникам задачу — это запустит генерацию идей «в фоновом режиме».
- Задачу нужно сформулировать ёмко и чётко, желательно одним предложением. Большую задачу можно разбить на несколько маленьких.
- Выбрать располагающее место — например, сменить привычную «переговорку» на пространство, которое настраивает на творческую активность и где ничто не напоминает о рутине.
- Назначить модератора. Он будет следить за временем и контролировать ход работы.
- Попросить участников отключить телефоны или установить авиарежим, чтобы не отвлекаться.
Этап 2. Генерация идей
- Дать каждому высказать любую идею, какая только придёт в голову.
- Записывать (а лучше — наглядно визуализировать) абсолютно все идеи.
- На этапе генерации идей критика, оценка и осуждение запрещены — в противном случае участники будут напряжены, и у них снизится мотивация, а от этого упадет эффективность.
- Количество важнее качества: даже если идея кажется бредовой, её нужно записать, а потом развивать, дополнять, комментировать с разных сторон.
«Важно разогнать поток из идей, а для этого его категорически нельзя блокировать», — говорит бизнес-консультант Светлана Кочмала.
Этап 3. Анализ результата
При отборе идей можно провести голосование. Эксперты советуют учитывать разные критерии: реализуемость идеи, новизна, эффективность и так далее. Нужно, чтобы отбор провели сами участники, а не руководство. В противном случае участники могут почувствовать обесценивание своего труда.
Идеи не должны оставаться на уровне абстракции — важен план конкретных действий по итогам мозгового штурма.
Типичные ошибки при проведении брейнсторма
Эксперты, которых мы опросили, говорят, что важно не допустить ошибок, которые сведут все труды на нет.
| Ошибка | Комментарий эксперта |
|---|---|
| Позвали на брейнсторм всех | Психолог Елена Стебакова: Лучше ограничить количество участников до 8–12 человек. Если людей будет меньше, идей будет недостаточно, если больше — процессом станет трудно управлять. |
| Оставили за руководством главную роль — а как иначе? | Светлана Кочмала: «Важно исключать из команд официальных лидеров, они могут остаться только в качестве нейтральных наблюдателей». |
| Цель решили формулировать прямо на штурме, чтобы не терять времени до него | Рита Михайлова из «Пиархаба»: «Хороший мозговой штурм — тот, к которому подготовились. Для начала определите задачу, для чего нужны креативные идеи. От этого будет зависеть, в какую сторону будет развиваться мысль». |
| Критиковали идеи участников | Рита Михайлова: «Комментарии в стиле "это не работает" или "а как мы это сделаем?" вряд ли помогут креативу набрать силу». |
| Регламент решили не делать — мы же опытные специалисты | Светлана Кочмала: «Без структуры и четкого регламента сессия рискует превратиться в легитимный сабантуй и пустую болтовню». |
Работает ли вообще брейншторм
Брейнсторм за счёт связи командной работы с креативным мышлением активно используют в педагогике. «Штурмят» и в начальной школе, и в вузах. Специалисты в области профессионального образования говорят об эффективности метода.
Бизнес-консультант Светлана Кочмала объяснила, как и почему брейнсторм работает:
- Эффект ассоциаций. Когда мозг видит чужие идеи, он начинает дополнять их своими.
- Снятие барьеров. Групповое творчество помогает людям расслабиться и не бояться рисковать.
- Активизация разных типов мышления. В группе есть люди с разными стилями мышления, это расширяет спектр идей.
«С точки зрения психологии, групповая работа усиливает креативное мышление. Когда люди делятся мыслями, они дополняют друг друга, и в итоге рождаются новые смыслы», — отметила бизнес-психолог Оксана Титова.
Но есть и скептики, которые не верят в эффективность брейнштормов: по их мнению, система не работает, и групповое творчество редко даёт хорошие результаты.
Они ссылаются на эксперименты Марвина Даннета, американского учёного, который в 1960-х годах сравнивал результативность индивидуальных и групповых брейнстормов — и пришёл к выводу, что креативное мышление лучше работает в первом случае.
Елена Стебакова обратила внимание на несколько нюансов.
- Не каждая группа может эффективно генерировать идеи. Если в группе есть явный лидер или несколько активных участников, творческое мышление остальных может подавляться.
- В группах, где сотрудники боятся осуждения, брейнсторм будет не поиском оригинальных идей, а высказыванием банальных, но «безопасных» вариантов.
- Количество идей не всегда переходит в качество автоматически. Если нет продуманной системы фильтрации и доработки идей, можно получить огромное количество предложений, но ни одно из них не будет иметь практической пользы.
Как провести брейнсторм эффективнее. Чек-лист
Эксперты, опрошенные «Секретом», дали несколько советов для тех, кто хочет провести мозговой штурм.
📌 Чёткая цель — залог успеха. Люди должны понимать, зачем они собрались.
📌 Можно заранее распределить роли. В мозговом штурме возможны четыре роли: модератор, фиксатор, генератор и оценщик. Одновременно сложно выполнять все роли, несколько ролей совмещать одним участником допускается, это не снижает эффективность.
📌 Для иллюстрации целей можно набросать пару вариантов — чтобы коллегам было легче включиться.
📌 Если команда мало «штурмила», лучше привлечь опытного модератора или бизнес-тренера со стороны. Он сможет и настроить участников на работу специальными техниками (разминки, избавление от страхов), и управлять процессом.
📌 Следите за временем. Брейнсторм можно повторить спустя время — и это лучше, чем тянуть его до бесконечности.
📌 Для визуализации идей можно использовать флипчарты или платформы, которые позволяют быстро набросать схему, добавить связи и комментарии, приложить фотографии или иллюстрации.
📌 Можно ввести правило поднятой руки и использовать таймер, чтобы каждый участник мог высказаться.
© Создано при помощи нейросети GigaChat
Также собеседники «Секрета» просоветовали несколько техник брейнсторма.
💡 Метод, который предложил Хэл Грегерсон, эксперт в области быстрых изменений. В течение четырёх минут просто задавайте вопросы по теме, без долгих пояснений и попыток сразу искать ответы. Главное — зафиксировать их. Это помогает посмотреть на проблему под новым углом и не зацикливаться на привычных шаблонах мышления. Затем можно выбрать самые перспективные вопросы и углубиться в их проработку.
💡 Техника для «разбалтывания» мыслительного процесса: члены команды набрасывают фразы, не имеющие ничего общего с проблемой. Но это помогает найти неожиданные связи и посмотреть на тему под неожиданным углом.
💡 Специальный метод брейнсторма для группы в 6 человек, он называется 6-3-5. 6 участников пишут по 3 идеи на заданную тему за 5 минут, потом обсуждают в группе свои идеи и дорабатывают их.
Вообще, мозговой штурм удивительно разнообразен: существуют десятки разных техник, а опытные «штурмовые» говорят о том, что могут выдавать варианты сотнями.
Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии „Секрета фирмы“». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.