Кто такой Юра Борисов и чем этот актёр поразил Запад. Только важное и интересное из биографии
Полное имя | Юрий Александрович Борисов |
---|---|
Дата и место рождения | 8 декабря 1992 года, Реутов (Подмосковье) |
Рост | 1,77 м |
Род деятельности | Актёр |
Образование | Высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина (2013 год) |
Награды в кино | Золотой лист (Лучшая мужская роль, 2013); ММК (Chopard Talent Awards,2020); Золотой орёл (Лучшая мужская роль в кино, 2022); МК в Сан-Паулу, в Вальядолиде (Лучший актёр, 2021); Белый слон (Лучшая главная мужская роль, 2022); Премия Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса (Лучшая мужская роль второго плана, 2024) |
Номинации в кино | Золотой орёл (Лучшая мужская роль в кино, 2020); Ника (Лучшая мужская роль второго плана, 2021); Премия Европейской киноакадемии (Лучший актёр, 2021); Золотой орёл (Лучшая мужская роль в кино, 2022); Готэм (Лучшая мужская роль второго плана, 2022); Золотой глобус (Лучшая мужская роль второго плана, 2025) |
Жена | Анна Шевчук (12 янв. 1992 года), актриса |
Дети | 2 (по данным на 2024 год) |
Ранние годы Юры Борисова
Происхождение
Юра Борисов родился в подмосковном Реутове 8 декабря 1992 года. В интервью он много рассказывал о своих предках: большинство из них, и по отцовской, и по материнской линии приехали во Владимирскую область из Беларуси. Некоторые же родились и жили в Москве.
В Реутове ещё в советские годы обосновались бабушка и дедушка Юры по материнской линии. Они вместе учились в Московском энергетическом институте (МЭИ), а после выпуска приехали в наукоград, где на заводе дедушка будущего актёра разрабатывал пульт управления для международной космической станции.
Там же родилась мать Борисова, а следом три её брата. Все они пошли по стопам родителей и поступили в МЭИ. Отец Борисова учился в медицинском, но врачом в итоге не стал — работал в школе, где преподавал труд и физкультуру.
Интересно, что Юра носит фамилию матери — как и его отец.
«Его родовая фамилия Сивуха означает спирт; происхождение неизвестно, может, в деревне просто все гнали самогон. Папу это смущало, и он взял мамину фамилию, став Борисовым», — рассказывал актёр.
Учёба
Ещё в детстве мама отвела Юру в школьную театральную студию. Занятия он воспринимал как «способ отлынивать от уроков» и не делать домашние задания. Позже Юра понял, что действительно хочет играть и в первую очередь сниматься в кино.
Окончив школу, решил поступать в театральный вуз. По словам актёра, для его родителей было важно, чтобы он получил высшее образование и поступил на бюджет. К поступлению он особо не готовился и успел выучить только прозу и стих — так что пошёл в театральный.
Здесь ключевую роль тоже сыграла его лень: он поступил в Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина, а не в более престижные и требовательные Школу-студию МХАТ, ГИТИС или Щукинское училище.
«В „Щепку“ меня взяли достаточно быстро, с первого тура. Мне очень понравился дворик, он был похож на Хогвартс. Закрытый такой дворик, где всё и происходит. И я подумал: „А чего париться, меня берут“, — и перестал ходить на все остальные прослушивания», — говорил он.
Борисов позже говорил, что «Щепка» — лучшее, что могло произойти с ним. В училище он встретил сильных педагогов (среди них он выделяет Римму Солнцеву и Евгению Дмитриеву), которые дали ему «пинок в жизнь».
Начало карьеры Борисова
Театр
Во время учёбы в «Щепке» Борисов особо не думал о театральной карьере — в первую очередь он интересовался кино. Но в 2013 году на дипломном спектакле актёра «Зойкина квартира» (за эту роль актёр получил премию «Золотой лист») заметил художественный руководитель «Сатирикона» Константин Райкин. Он в итоге пригласил Борисова и его друга к себе в труппу.
По воспоминаниям Борисова, он пошёл в театр за компанию с другом. Тот хотел поработать с Юрием Бутусовым, который тогда готовил постановку в «Сатириконе». Сам Борисов отдался воле случая.
С театром в итоге не сложилось.
Уже через пару месяцев Борисов понял, что это не для него, и вскоре ушёл из «Сатирикона».
«Репертуарный театр — это привязанность к одному месту, участие даже в тех спектаклях, которые не очень нравятся. Ушёл, потому что не хотел, чтобы театр превратился в рутинную работу», — так он объяснял своё решение.
Первые съёмки
Сниматься Борисов начал ещё во время учёбы в «Щепке». Его первыми работами стали небольшие роли в сериалах «Записки экспедитора тайной канцелярии», «У каждого своя война» и телефильме «Поединки: Испытание смертью».
В 2011 году Борисов получил небольшую роль в фильме Андрея Звягинцева «Елена» (через несколько лет фильм Звягинцева «Левиафан» получит «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар»). По факту в картине Борисов «был частью группировки, которая ходила в кадре и в какой-то момент дралась». Однако про эту роль Юре часто «припоминают» — всё же первое появление актёра у «большого» режиссёра.
В последующие годы Борисов, хоть и много снимался в самых разных проектов, в целом оставался достаточно незаметным актёром. В начале пути его фильмография в основном состояла из телевизионных мелодрам («Уходящая натура»), военных («Молодая гвардия», «Дорога на Берлин», «Семь пар нечистых») и спортивных драм («Выстрел»), а также семейных саг («Отчий берег»).
В эпизодах Борисова можно было увидеть в популярных сериалах «Закон каменных джунглей» и «Ольга».
В 2018-м актёр появился в двух достаточно крупных проектах: военной картине «Т-34» (его партнёром по площадке стал Александр Петров) и инди-драме «Хрусталь».
Прорыв
В 2019 году Юра Борисов получил главную роль в криминальной драме Бориса Акопова «Бык» — по его словам, сценарий как будто «писали специально для него». В картине он сыграл лидера преступной группировки в 1990-х — и быстро завоевал популярность. «Бык» завоевал главный приз кинофестиваля «Кинотавр», и карьера Борисова резко пошла в гору.
«В этот момент у меня началось активное знакомство с большим количеством людей [из индустрии]. Я понял, что мне на какое-то время открылось множество дорог. Вопрос был лишь в том, куда я дальше пойду, какую из дорог выберу», — говорил актёр.
[В 2019–2021 годах Борисов снялся в: ](http://example.com)
- фантастическом боевике Фёдора Бондарчука «Вторжение»;
- драме «Союз Спасения» Андрея Кравчука о декабристском восстании;
- экранизации романа Алексея Сальникова «Петровы в гриппе» режиссёра Кирилла Серебренникова (премьера прошла на Каннском кинофестивале);
- исторической драме «Серебряные коньки» Михаила Локшина (позже она вышла на Netflix);
- байопике Константина Буслова «Калашников» о советском конструкторе оружия (за эту роль он позже получил премию «Золотой орел»);
- драме «Герда» Натальи Кудряшовой;
- драме «Мама, я дома» Владимира Битокова (премьера фильма прошла на Венецианском кинофестивале);
- сюрреалистической драме «Капитан Волконогов бежал» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова (премьера состоялась на Венецианском кинофестивале, в России фильм в прокат так и не вышел);
- драме «Купе номер шесть» финского режиссёра Юхо Куосманена и других картинах (премьера прошла на Каннском фестивале, где картина завоевала Гран-при, а Борисов получил номинацию в категории «лучшая мужская роль» премии Европейской киноакадемии).
После успеха «Купе номер шесть» Борисов отмечал, что открыт к участию в зарубежных проектах и со своей стороны делает всё возможное для этого, в том числе подтягивает английский и работает с международным агентом.
В то же время он подчёркивал, что у него нет цели работать не в России — только сотрудничать с интересными людьми вне зависимости от места.
Какое-то время Борисов продолжал работать исключительно с российскими режиссёрами. Среди особенно заметных работ актёра 2022–2023 годов:
- драма «Кентавр» Кирилла Кемница;
- фантасмагоричная трагикомедия «Год рождения» Михаила Местецкого;
- фантастическая драма «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина (здесь Борисов озвучил Кота Бегемота).
Успех за рубежом: почему о Юрии Борисове все говорят
В 2024 году Борисов наконец стал по-настоящему популярен за границей. Всё благодаря роли в драмеди Шона Бейкера «Анора», где Борисов сыграл с соотечественником Марком Эйдельштейном и американкой Майки Мэдисон. Роль телохранителя Игоря он получил благодаря «Купе номер 6».
«Спустя где-то год после этого мне позвонил Шон Бейкер, сказал, что работает над сценарием своего следующего фильма и пишет для меня роль. Шон спросил, хочу ли я у него сняться, я тогда его не знал и сказал, что мне надо посмотреть его фильмы и подумать. Посмотрел, увидел в них душу и согласился сняться у него», — рассказывал Борисов.
Он же рассказал Бейкеру про Майка Эйдельштейна (одной из самых популярных работ молодого актёра и «русского Тимоти Шаламе» стала роль в сериале «Монастырь», где он сыграл с Настей Ивлеевой). Тот исполнил в «Аноре» главную роль — сына олигарха Ваню, который внезапно женится на стриптизёрше Аноре (её играет Майки Мэдисон).
«Анора» стала одним из хитов киносезона — завоевала главный приз («Золотую пальмовую ветвь») на Каннском кинофестивале и уверена вступила в борьбу за основные американские награды.
Юру Борисова номинировали на Gotham Awards, но актёр остался без награды (с пустыми руками ушли и создатели «Аноры»).
Также его номинировали на премию Independent Spirit Award, вручение наград состоится 22 февраля 2025 года.
Совместно с американским актёром Кираном Калкиным Юра Борисов стал лучшим актёром второго плана по версии Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса.
Также Юра Борисов стал первым российским номинантом на премию «Золотой глобус» за всю её историю( с 1944 года). Вручать награды будут 5 января 2025 года.
Не исключено, что Борисова номинируют и на «Оскар». Пока претендентов на награду не объявляли.
Последние работы
После «Аноры» Юру Борисова можно было увидеть в драматическом триллере «Кончится лето» Владимира Мункуева и Максима Арбугаева и фантастическом фильме «Сто лет тому вперед» Александра Андрющенко о приключениях Алисы Селезнёвой.
В 2025 году на экраны выйдет фильм «Пророк» Феликса Умарова — байопик о русском поэте Александре Пушкине. Роль великого писателя исполнит Юра Борисов.
Личная жизнь Юрия Борисова
Супруга Юры Борисова — актриса Анна Шевчук (играла в том числе в театре «Современник»).
С будущей женой он познакомился ещё на первом курсе: тогда ей было 18, а ему только 16. «Разница для того момента катастрофическая», — вспоминал позже актёр.
Несколько лет Юра ухаживал за девушкой и на четвёртом курсе наконец добился её расположения. Пара поженилась, когда окончила учёбу, в Грибоедовском загсе Москвы. Родителям о регистрации рассказали уже по факту.
«Юра ещё опоздал на регистрацию: ехал с мальчишника и перепутал время начала. Но успел, прибежал из общежития и притащил с собой меч. В представлении Юры это выглядело очень по-рыцарски, такая часть ритуала. И с охранником он в итоге договорился, что будет держать лезвие вдоль ног, никого не покалечит», — рассказывала Анна.
Вскоре после выпуска у пары появилась дочь. Девочку назвали Марфой. Юра рассказывал, что на этом имени они с женой сразу сошлись. К тому же так звали прабабушку Анны.
Почти сразу в семье появилась ещё одна дочь — Акулина.
«Когда родилась Акулина, мы открыли святки, и на этот день выпадали всего два имени — Евдокия и Акулина. Мы внимательно посмотрели на дочь — она была явно не Евдокией. И если читать про имя, то всё, что описано, абсолютно еи подходит. Не просто так придуманы святки, это факт», — говорил Юра.
В интервью актёр отмечал, что хотел сына, но принял рождение второй девочки «как испытание, данное Богом».
«Значит, надо кое-что понять и переосмыслить», — говорил он.
Весной 2024 года девочкам было 8 и 7 лет соответственно.
Юра Борисов отмечал, что они с женой ограничивают доступ дочерей к видеоконтенту, время от времени выдавая девочкам планшет. При этом свои работы Борисов дочерям показывает: они были на показах фильмов «Серебряные коньки» и «Сто лет тому вперед».
Борисов и Пелевин
В сентябре 2021 года Юрий Борисов поучаствовал в медиа-акции. В рамках мистификации журнала Esquire он раздавал автографы под видом писателя Виктора Пелевина.
Загримированный актёр также появился на обложке октябрьского номера журнала, внутри которого разместили фальшивое интервью. Интервьюировал Борисова-Пелевина журналист Роман Супер (признан Минюстом иноагентом).
«Мы хотели сделать номер про мистификацию, про фейк ньюс и про вот такое тотальное царство медиа. Ну, а кто должен быть на обложке? Кто главный и величайший мистификатор современности? Конечно, Виктор Олегович Пелевин.
Но Виктора Олеговича невозможно достать, и у нас никак не получалось с ним договориться. Поэтому мы договорились с двумя замечательными людьми», — рассказывал главный редактор российского Esquire Сергей Минаев.
Виктор Пелевин не появлялся на публике с 2001 года. А последнее интервью дал в 2010-м. В 2021 году СМИ опубликовали предполагаемое фото Пелевина. Эксперты заявили, что оно с высокой вероятностью настоящее.
Интересные факты
- Хотел бы поработать с режиссёром Йоргосом Лантимосом («Убийство священного оленя», «Лобстер», «Бедные-несчастные», «Виды доброты»).
- Из голливудских актёров Борисову интересны Шайя Лабаф, Пол Дано, Джесси Айзенберг и Том Хэнкс.
- На кинофестивале в Торонто коротко пообщался с актрисой Анджелиной Джоли — журналисты растиражировали фотографии их беседы.
Цитаты
«На этом понятии последние лет двадцать много спекулируют. Наверное, для меня патриотизм — связь с местом, где ты живёшь. В идеале — любовь к своей земле. А любовь — это всегда внимание, когда ты действительно замечаешь, что происходит, начиная с твоего подъезда или двора. Если меняешь в нём, скажем, перегоревшую лампочку — это есть патриотизм. То есть это когда ты деятелен и видишь в том числе и недостатки».
«Для меня сейчас религия — это то, что удерживает на плаву. А это особенно ценно в моей профессии».
«Актер не может быть политиком, потому что он ******* [тронутый] человек. Он превратит государство в хаос за несколько дней... Говорить с актёром о политике — это абсурд. Те актёры, которые могут вести политическую жизнь, это в большей степени не актёры, а харизматичные люди, которые могут играть определённые роли».
О профессиональной деформации:
«Я очень не хотел профессиональной деформации, потому что актёры — это люди, у которых закономерная профессиональная деформация происходит в сторону себялюбия, потому что без самоуверенности некоторых вещей даже и не сделать в профессии. А мне это не очень нравится. Наверное, должна быть какая-то середина, чтобы избежать этого тщеславия и себялюбия, но при этом делать что-то стоящее»».
«Происходит что-то — я реагирую так, как, мне кажется, нужно. Предлагают какую-то роль — я либо соглашаюсь, если для меня очевидно, что её надо делать, либо отказываюсь. Могу потом пожалеть. По-разному складывается. Более того, я каждый день совершаю ошибки. Если тебе кажется, что ты их не совершаешь, ты перестаёшь развиваться».