secretmag.ru
Энциклопедия2 мин.

Кто такой тайный покупатель. Объясняем простыми словами

Тайный покупатель — человек, который под видом покупателя оценивает работу магазина или другой торговой точки.

Этот метод исследования помогает понять, соблюдаются ли стандарты работы сотрудниками магазина: чистота, отсутствие очередей, приветствие, доброжелательность, помощь с покупкой, скорость обслуживания и т. д. Заказчик может поставить перед тайным покупателем конкретную задачу — например, совершить покупку, а потом вернуть её.

Услуги тайного покупателя востребованы, потому что отзывы реальных покупателей не дают полной объективной работы магазина (они могут быть поддельными или негативными из-за завышенных требований), а руководство тоже не может в полной мере оценить своих сотрудников: к его приезду специально готовятся.

Пример употребления на «Секрете»

«Я не знаю ни одной сети парикмахерских, которая проводила бы проверки с использованием тайных покупателей. В России это делают только компании из сферы общепита».

(Директор по франчайзингу сети барбершопов Pomades Алексей Шичков — о франчайзинге в парикмахерском бизнесе.)

Нюансы

Труд тайного покупателя сдельный — он получает фиксированную сумму за одну проверенную точку. От него требуется заполнить отчёт, подробно ответив на поставленные заказчиком вопросы. Однако в работе тайного покупателя много вариаций и нюансов:

  • сама работа может вообще не оплачиваться, покупатель оставляет себе товар, приобретённый в процессе посещения магазина;
  • в некоторых случаях требуется предоставить аудио- или видеозапись посещения магазина;
  • для работы в премиум-сегменте (автосалоны, покупка дорогой недвижимости) требуется выглядеть соответствующе.

История

Услуги тайных покупателей появились в начале XX века в США — вместе со специализированными агентствами, предлагающими такие услуги. Первой компанией, предлагающей услуги тайных покупателей, стало агентство WilMark, владелец которого и дал название услуге — mystery shopper (тайный покупатель).

Широкое распространение тайные покупатели получили в 70-х годах XX века. В жёсткой конкурентной среде в Америке 70-х годов услуга «тайный покупатель» пришлась весьма кстати. В Россию она пришла только в 1990-х годах, когда на рынке появилось разнообразие импортных товаров и конкуренция частных компаний.

Факт

Существует даже мировая ассоциация тайных покупателей (MSPA — Mystery Shopping Professionals Association), которая объединяет более 450 компаний по всему миру. Их работа направлена на соблюдение высоких стандартов работы тайных покупателей.

Практика

В России работа провайдеров услуги «тайный покупатель» фактически ничем не регламентирована. MSPA не имеет действенных механизмов контроля качества предоставляемых услуг на территории РФ и СНГ, поэтому на российском рынке пользователям услуги приходится самостоятельно проверять качество работы исполнителей.

Статью проверила:

Елена Давыденко, к.э.н, доцент кафедры экономики предприятия и предпринимательства Санкт-Петербургского государственного университета, член Гильдии маркетологов