secretmag.ru
Энциклопедия7 мин.

Кто такой Дмитрий Чернышенко и как он пробился на самый верх. Только главное и интересное

Рекламщик, который стал большим человеком в правительстве России
Дмитрий Николаевич Чернышенко (родился 20 сентября 1968 года) — вице-премьер правительства РФ. Главный в стране чиновник, который отвечает сразу за несколько важных сфер — цифровизацию экономики, инновации, связь, СМИ, а также культуру, туризм и спорт.

Чернышенко — человек, который организовал зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году. Также ему мы обязаны появлением телеканала «Матч ТВ».

Откуда взялся Дмитрий Чернышенко и как он пробился на самый верх?

Биография Дмитрия Чернышенко

Начало карьеры

Родился в Саратове, но детство провел в Сочи и Майкопе (столица Адыгеи). После школы поступил в Московский государственный технологический университет «Станкин», который успешно закончил и получил специальность «инженер-системотехник».

После вуза в 1989 году будущий вице-премьер устроился программистом в телекомфирму Copris&M Co, «дочку» «Ростелекома». В том же году Чернышенко и несколько его приятелей по университету основали небольшую компанию «Информатика маркетинг сервис» (ИМС) — это была одна из первых в стране студий компьютерной графики. Там Дмитрий занимал должность заместителя генерального директора.

Бизнес студии в начале девяностых несколько раз трансформировался — сначала в рекламное агентство, а потом в целый рекламный холдинг Media Arts Group. В 1994 году Чернышенко стал его творческим директором, а в 1996 году — вице-президентом компании. В этой роли он проработал 12 лет.

В 1998 году Media Arts Group приобрела себе телевизионную студию DTV Production House (ДТВ-МА). Чернышенко возглавил её и вскоре превратил в крупнейшего производителя рекламных роликов в СНГ. Студия получила важные международные контракты с брендами и другими рекламными агентствами, а также более 30 наград.

В 2002 году Дмитрия назначают на должность старшего вице-президента компании Media Arts Group. С той поры он сосредоточился на спортивном маркетинге. При помощи аналитиков Чернышенко понял, что эта ниша в России никем не занята и очень перспективна. Тогда на базе Media Arts Group он создал ещё одно агентство Sportima и сам встал у его руля.

Дебютным проектом Sportima стал легкоатлетический турнир Moscow Challenge, который прошёл в сентябре 2003 года в «Лужниках». Мероприятие представляло собой синтез спортивного соревнования и музыкального шоу. Призовой фонд составлял $2 млн.

Дмитрий быстро наладил контакты с тогдашним главой Госкомспорта Вячеславом Фетисовым. Sportima стало партнёром Федерального агентства по физической культуре и спорту и занималось продвижением таких крупных соревнований, как «Лыжня России» и «Кросс нации».

Sportima также привлекало спонсоров для ледовых шоу Ильи Авербуха и детского хоккейного турнира «Золотая шайба».

Дмитрий Чернышенко и Олимпиада в Сочи

Занимаясь спортивным маркетингом, бизнесмен понял, что готов организовать куда более крупные мероприятия. Свою роль сыграл Вячеслав Фетисов, который в 2005 году выдвинул Чернышенко на пост главы заявочного комитета «Сочи-2014». В итоге Дмитрий возглавил кампанию за право проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи в 2014 году.

«Все в Госкомспорте знали, что я из Сочи, — ассоциативная цепочка, видимо, была короткой», — рассказывал он.

Чтобы познакомиться с членами МОК (Международный олимпийский комитет), Чернышенко посещал зимние Олимпийские игры — 2006 в Турине. Год спустя МОК поддержал идею проводить Игры именно в Сочи. За труд в заявочной комиссии Дмитрий получил орден Почёта. Его тут же назначили президентом оргкомитета зимних Олимпийских и Паралимпийских игр.

Следующие семь лет Россия готовилась к большому спортивному событию. Стройки, маркетинг, планирование — всё это было под контролем Чернышенко. «Даже немножко страшно думать, чем же я займусь после того, как проведу Олимпиаду», — говорил он в 2007 году.

Организация Олимпиады в Сочи оказалась на высоком уровне. Западная пресса, спортсмены и чиновники изначально были настроены довольно скептически, но в итоге очень высоко оценили уровень турнира. Положительных и восторженных откликов было необычайно много.

Однако Чернышенко обвиняли в слишком дорогой организации спортивного события. «Я постоянно встречаю информацию, особенно в зарубежных СМИ, о том, что Игры в Сочи стали самыми дорогими в истории. Могу ответственно сказать, что это неправда. Давайте будем разделять бюджет непосредственно Игр и инфраструктурный бюджет», — отвечал Чернышенко.

Путь в медиаменеджеры

После завершения Олимпиады предложения о работе посыпались со всех сторон. В 2014 году Чернышенко поработал директором инвестиционной компании Volga Group, которая управляла активами предпринимателя Геннадия Тимченко. В том же году Дмитрия назначили на должность президента Континентальной хоккейной лиги (КХЛ),

С 2015 года параллельно с КХЛ Чернышенко работал генеральным директором и председателем правления «Газпром-Медиа Холдинга».

Под его руководством медиахолдинг увеличил доходы в несколько раз. Сегодня в состав «Газпром-Медиа» входит около 150 медиакомпаний, в том числе:

  • 9 федеральных телеканалов,
  • 12 спортивных,
  • 17 тематических,
  • 10 радиостанций.

Именно под руководством Чернышенко появился спортивный канал «Матч ТВ» и развлекательные ТНТ-Premier и ТНТ4.

Как Чернышенко попал во власть

После ухода Дмитрия Медведева и всего правительства в отставку в 2020 году новый премьер-министр РФ Михаил Мишустин стал собирать новую команду правительства. Он предложил Чернышенко пост вице-премьера РФ по вопросам цифровой экономики, инновациям, СМИ, культуры, туризма и спорта.

С тех пор Чернышенко создаёт образ одного из самых технологичных чиновников.

Например, одна из важных инициатив Дмитрия Чернышенко в качестве вице-премьера России — перевести жителей России на электронные документы к 2024 году. Начать решили со справок, которые бы предоставлялись только в электронном виде.

«Создаются сервисы, чтобы гражданину не нужно было носить с собой бумажные документы — достаточно защищенной цифровой копии в приложении "Госуслуги" на смартфоне», — объяснял он. А дальше россиян ждёт цифровой аналог бумажного паспорта.

Фраза Чернышенко, которая задела Путина

В мае 2021 года на совещании Чернышенко докладывал президенту о воздействии антропогенных факторов на природу курортов и заявил, что в Долину гейзеров на Камчатке (это одно из наиболее крупных гейзерных полей в мире) нельзя пустить в десять раз больше народу, поскольку «они просто там вытопчут всё».

Владимир Путин сделал ему замечание. Он отметил, что слова вице-премьера прозвучали не слишком тактично, как будто «о людях, которых мы там не хотим видеть». «Надо относиться (к ним) не как к чужим, а как к своим», — заключил президент.

Награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. 24 марта 2014 года

Это не единственный «неловкий» диалог Чернышенко с Путиным.

В июле 2023 года на другом совещании Путин поинтересовался у Чернышенко: «Дима, соревнования какие намечаются?» Чернышенко растерялся.

«Значит, у нас в 2024 году летом пройдёт фестиваль… э… э… (пауза). Владимир Владимирович, сейчас», — Чернышенко стал заглядывать в бумаги на своём столе.

Чтобы как-то помочь политику, Путин с улыбкой ответил: «Ну извини. Я знаю, что там в рамках БРИКС какие-то соревнования вы планировали, в рамках ШОС и СНГ, да?»

В этот момент Дмитрий закончил свою мысль и объяснил, что речь идёт о Международном фестивале университетского спорта в Екатеринбурге.

Семья Дмитрия Чернышенко

Вице-премьер не любит распространяться о своей личной жизни. Известно, что Дмитрий женат, супругу зовут Татьяна. В 2020 году она возглавила список самых богатых супругов членов правительства — её доход был выше 66 млн рублей.

Дмитрий — отец двух дочерей, Дарьи 1991 года рождения и Елизаветы 2002 года рождения. Старшая дочь училась в Лондоне, где изучала медиабизнес, а младшая совсем недавно окончила престижную московскую школу.

Доход и имущество Чернышенко

В 2019 году Дмитрий Чернышенко задекларировал доход в 432 млн рублей. Год спустя — 142 млн, в 2021-м — 45.

Факты о жизни Дмитрия Чернышенко

  • Увлекается лыжами и боевыми искусствами, хоккеем и ещё автогонками.
  • Свой первый гонорар в размере $1500 Дмитрий заработал, когда был студентом: он нарисовал графику для рекламного ролика МММ (АО «МММ» — крупнейшая российская финансовая пирамида с руководителем Сергеем Мавроди).
  • Владеет в совершенстве английским языком.
  • В 2005 году обучался в Великобритании. Там будущий политик получил степень магистра делового администрирования со специализацией «получение права на проведение глобальных спортивных мероприятий».

Цитаты

  • «В 2022 году была попытка отменить Россию как спортивную державу. Даже в ущерб себе, потому что все понимают, что мировой спорт без России становится ущербным».

  • «МОК выдвигает унизительный ультиматум нашим спортсменам: если хотите участвовать в Олимпиаде, вам нужно, по сути, предать родину, осудить её, и тогда мы вас пустим, но под нейтральным флагом и без гимна. Разве нам нужна такая Олимпиада? Мы такую Олимпиаду не хотим».

  • «Нет задачи замкнуться и все делать у себя внутри, но обладать технологиями и в любой момент быть готовыми их масштабировать и воспроизвести — это как раз и есть технологический суверенитет. В критических задачах мы ставим цель достичь паритета со странами-лидерами, а в сквозных наша задача самим стать мировыми лидерами до 2030 года».

  • «Поросёночек маленький, на всех не хватит. Нужна честная калибровка. Чтобы государственные вложения стимулировали наибольшие частные инвестиции» (О том, куда эффективнее вкладывать бюджетные деньги.).

Тег: