secretmag.ru
Энциклопедия2 мин.

Что такое SWOT-анализ. Объясняем простыми словами

SWOT-анализ — это метод планирования и инструмент для оценки внешних и внутренних факторов, от которых зависит, как компания или отдельный продукт будут развиваться на рынке.

Проще говоря, SWOT-анализ можно назвать методом объективной оценки любой ситуации, который строится на основе 4 важных параметров:

  • S (strengths) — сильные стороны;
  • W (weaknesses) — слабые стороны;
  • O (opportunities) — возможности;
  • T (threats) — угрозы.

Сильные и слабые стороны относятся к внутренним факторам, на них компания способна повлиять сама. Возможности и угрозы — это внешние условия среды. На эти условия невозможно повлиять (или они вообще могут не произойти), однако нужно учитывать и их.

Например, вы решили открыть кофейню. В таком случае нужно понимать все внутренние и внешние угрозы и возможности — месторасположение, качество оборудования, команду, конкуренцию, клиентскую базу, рекламу, экономическое положение вашего региона и так далее. Эти факторы должны быть не абстрактными, а точно и понятно сформулированы. Даже частично сделанный SWOT-анализ уже сможет уберечь предпринимателя от потери денег и времени.

SWOT-анализ полезен как для крупных предприятий, которые выпускают новый продукт или услугу, так и для молодых стартапов.

Пример употребления на «Секрете»

«Грустная правда в том, что в России бизнес-образование, за редким исключением, строится на учебниках 20-летней давности. Например, люди всерьёз говорят о SWOT-анализе как об эффективной методике. Для меня было важно учиться по тем учебникам, которые переведут на русский лет через пять».

(Основатель Easy Meal Вадим Малкин — о том, стоит ли получать MBA в России.)

Критика

Среди экспертов существуют и противники данного метода. Многие аналитики утверждают, что главный риск такого анализа заключается даже не в том, что в действительности невозможно учесть все факторы внешней среды и внутреннего состояния предприятия, а в том, что данный метод рассчитан прежде всего на западную экономику, но не на российские «рыночные отношения».

Чтобы сделать качественный SWOT-анализ, необходимо много точной информации — маркетинговой, финансовой, коммерческой, статистической, — а это может быть затратно.

Факт

Впервые метод SWOT-анализа использовал американский учёный Кеннет Эндрюс в 1963 году. Он выступал на конференции о бизнесе и политике в Гарвардском университете.

Статью проверил:

Данил Попов, руководитель направления продуктового маркетинга в «Нетологии»