secretmag.ru
Энциклопедия5 мин.

Что такое SMM и зачем он нужен. Объясняем простыми словами

© Секрет фирмы

SММ (англ. social media marketing — «маркетинг в социальных сетях») — продвижение бренда в социальных сетях. Подробнее в статье, которую проверила специалист по SMM в агентстве Perfluence Юлдуз Юсупова.

Проще говоря, SMM — это когда компании привлекают клиентов через социальные сети. Сторис в Instagram (компания-владелец Meta — запрещённая в РФ экстремистская организация), ответы на вопросы пользователей в группе бренда во «ВКонтакте», телеграм-канал с примерами работ — это всё SMM.

В социальных сетях компании могут позволить себе более неформальный тон, шутки, прямое взаимодействие с клиентами, а также оперативную реакцию на события.

Для SMM компании нанимают отдельных специалистов — SMM-менеджеров. Во многих организациях есть целые отделы по продвижению в соцсетях. В них обычно входят маркетолог, таргетолог, фотограф, копирайтер, видеомейкер и администратор профиля.

Например, у нашего издания соцсети ведут четыре человека. Кстати, подписывайтесь на наш телеграм-канал и вступайте в группу во «ВКонтакте».

Зачем бизнесу SMM

Количество пользователей социальных медиа в начале 2023 года превысило 4,76 млрд, это почти 60% населения мира. При этом число новых пользователей постоянно растёт

В России 88,2% населения пользуются интернетом — у 127,6 млн человек есть доступ к Cети. Более 73,3% жителей страны пользуется социальными сетями — а это 106 млн. 56% из них делают это ради общения с семьей и друзьями, 26,2% — чтобы найти товары для покупки и 20,8% — чтобы следить за контентом брендов.

Человек ежедневно проводит в соцсетях в среднем среднем 2 часа 24 минуты. При этом обычно пользователь не ограничивается одной платформой, а зарегистрирован в шести-семи.

Поэтому бизнесу нужно присутствовать в соцсетях — там можно найти целевую аудиторию. Дальше её нужно заинтересовать, заработать лояльность — и превращать этих людей в потребителей своих товаров или услуг.

Плюсы SMM

SMM — это канал для распространения контента среди значительно большей аудитории, чем собственная база контактов. Преимущества такого продвижения:

  • Большие охваты. Всего одна публикация может увеличить узнаваемость бренда.

  • SMM позволяет выстроить философию бренда и транслировать её в массы.

  • С помощью медиаплатформ бренды напрямую взаимодействуют с клиентами и получают честные отзывы. Это помогает улучшить сервис и качество продукта, достичь максимальной удовлетворённости клиента.

  • Продвигать бизнес в соцсетях дешевле, чем покупать рекламу на ТВ или развешивать баннеры.

  • Посты в социальных сетях — рабочий способ привлечь трафик на сайт бренда. Яркая публикация и продающий пост могут убедить пользователя перейти по ссылке и продолжить взаимодействие с брендом за пределами соцсети.

  • Специальные отчётные и статистические функции медиаплатформ дают возможность понять, как выглядит средний клиент, сколько ему лет, из какой страны он наблюдает за брендом и чем он интересуется активнее всего. Когда бренд понимает, какой контент любит его аудитория, удерживать её внимание становится легче.

Минусы SMM

При очевидных преимуществах такого вида маркетинга есть факторы, которые могут стать проблемой:

  • Этот процесс требует времени. Запуск и продвижение SMM-кампании займёт гораздо больше времени и сил, чем просто покупка рекламы за пределами соцсетей. Придумать контент, сделать хорошую съёмку, написать продающий пост, настроить таргетированную рекламу, выйти на блогеров и договориться с ними — всё это не делается моментально.

  • Это никогда не заканчивается. От SMM-продвижения нет отдыха, потому что, как только бренд перестанет говорить, он перестанет продавать через этот канал. Контент нужно поставлять регулярно точно так же, как и взаимодействовать с аудиторией.

  • Нужны квалифицированные кадры. На рынке много специалистов, и класс многих из них не позволяет эффективно решать бизнес-задачи.

  • SMM — это долгосрочная инвестиция. Успех определяется не только качеством контента, а многими факторами, которые должны складываться в пазл в течение долгого времени.

  • На виду у конкурентов. Публикуя контент в Сети, бренд должен быть готов к тому, что идеи могут украсть. Другие игроки рынка смотрят, какие цены у конкурентов, какие отзывы им пишут клиенты — всё это находится в открытом доступе и может сыграть против компании.

  • Репутация бренда уязвима. SMM привлечет не только положительные отзывы, но и отрицательные: клиенты охотно используют социальные сети, чтобы выразить разочарование. Помимо того, что кому-то может просто не понравиться продукт или услуга, бизнес рискует получить порцию негативных комментариев из-за ошибки в публикации или другой случайности.

Тренды SMM в 2023 и 2024 году

Главный тренд в соцсетях сейчас — короткие видео. Этот формат формат стал прорывным для SMM-индустрии: он позволяет охватить широкую аудиторию и удерживать внимание потенциальных клиентов.

Мало кто ожидал, что короткие видео станут настолько интересны массовой аудитории — изначально TikTok считался детской игрушкой, а сейчас стратегия многих брендов в соцсетях выстраивается как раз вокруг этого формата.

В будущем появятся новые тренды и форматы, но уже понятно, что большую роль в развитии индустрии сыграет искусственный интеллект. За последние годы появилось немало нейросетей, которые автоматизируют процесс подготовки контента. В долгосрочной перспективе ИИ может открыть еще больше новых возможностей.

Как стать SMM-специалистом

  • Не переставать учиться. Это не та профессия, которой можно один раз научиться и пользоваться навыками всю жизнь. Чтобы быть востребованным специалистом, нужно постоянно следить за обновлениями соцсетей и за новыми форматами.

  • Креатив — это отлично, но креатив без конечной цели — это не история SMM. Маркетинг в социальных медиа должен решать задачи клиента или бренда: продавать, приводить клиентов, пользователей и т. д.

  • SMM-специалист — это своего рода разнорабочий: копирайтер, дизайнер, фотограф, актёр, монтажёр, таргетолог, маркетолог, аналитик и т. д. Хорошо, если есть команда, которой можно делегировать задачи, но у хорошего специалиста должны быть базовые скиллы в каждой из перечисленных областей.

  • Важно следить за трендами и правильно адаптировать под нишу клиента. Даже о гаечных ключах и производственных станках можно рассказать и показать их так, чтобы это было интересно широкой аудитории.

  • Важна дисциплина и умение правильно распределять свои ресурсы, чтобы не утонуть в дедлайнах и не перегореть. Всегда необходимо составлять контент-план, но делать его гибким и адаптивным.

Пример употребления на «Секрете»

«По-прежнему выгодно быть фрилансером в области рекламы и PR. Фотографы, полиграфические дизайнеры, художники всегда найдут заказы, как и специалисты в области SMM, маркетологи, копирайтеры»

(Из материала о самых прибыльных профессиях для фрилансеров.

Статью проверила

Юлдуз Юсупова, SMM-менеджер платформы по работе с блогерами Perfluence

© фото предоставлено экспертом