secretmag.ru
Энциклопедия2 мин.

Что такое самообучающаяся организация. Объясняем простыми словами

Самообучающаяся организация (learning organization) — компания, которая развивается за счёт постоянного обучения и самообучения персонала.

Для этого необходимо формировать корпоративную систему и культуру обмена знаниями и опытом.

Выгода компании — удержание сотрудников, рост производительности и конкурентоспособности.

Пример употребления на «Секрете»

«Развитая образовательная среда — неотъемлемая часть самообучающейся организации, потому что корпоративная культура обучения даёт возможность всем сотрудникам организации непрерывно развивать себя, наращивать базу знаний и набор навыков, вводить новшества, создавать и решать проблемы на благо себя, компании и своих клиентов».

(Из материала РБК о том, зачем компаниям и ИТ-командам культура непрерывного обмена знаниями.)

История

Термин «самообучающаяся организация» впервые появился в 1990 году в книге Питера Сенге «Пятая дисциплина: искусство и практика обучающейся организации». В 1997 году Harvard Business Review назвал эту работу одной из основополагающих в области управления за последние 75 лет. В своей книге Сенге предложил концепцию лидерства, где бизнес строился вокруг людей и обучения, пояснив: «Крупным компаниям, чтобы измениться, нужно перестать думать как механики и начать действовать как садовники».

Нюансы

Сенге выделял пять самых важных характеристик для самообучающихся организаций:

  • Системное мышление (systems thinking) — организация рассматривается как единое целое: важен каждый сотрудник и его понимание своей роли и участия. Поэтому компания должна создавать среду, в которой сотрудники смогут спокойно и безопасно высказываться и вести дискуссию.
  • Индивидуальное мастерство (personal mastery) — «организации учатся только через людей, которые учатся. Индивидуальное обучение не гарантирует организационного обучения. Но без этого не происходит никакого организационного обучения».
  • Ментальные модели (mental models) — видение сотрудника, какое место он занимает в организации.
  • Общность взглядов (shared vision) — руководство должно внятно транслировать, чего хочет от сотрудников, а сотрудники должны не только понимать эти взгляды, но и быть с ними согласны.
  • Коллективное обучение (team learning) — когда команда учится вместе, достигаются как хорошие результаты для организации, так и рост каждого сотрудника.

Статью проверил:

Артём Ступак, тренер бизнес-школ РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, РАНХиГС, Финансового университета при Правительстве РФ