Что такое программатик. Объясняем простыми словами
Проще говоря, покупка рекламного места у владельца сайта напрямую — это не программатик. А закупка рекламного трафика на разных сайтах через сервисы вроде «Яндекс.Директа» или «Google Рекламы» — программатик.
Программатик использует алгоритмы и обширные данные об аудитории. С их помощью он показывает рекламные сообщения заинтересованным пользователям в подходящее время, когда они наиболее восприимчивы.
Например, владелец бренда молодёжной одежды считает, что его аудитория — юноши и девушки от 16 до 28 лет с интересом к шопингу. Он закупает рекламный трафик через медийные кампании в «Яндекс.Директе». Система покажет рекламу бренда пользователям с подходящими параметрами. А успешность рекламной кампании во многом будет зависеть от того, знает заказчик свою целевую аудиторию или нет.
Пример употребления на «Секрете»
«Благодаря технологиям у нас появилось множество вполне эффективных механик привлечения клиентов: программатики, которые с помощью сложнейших алгоритмов изучают наше поведение в социальных сетях или копаются в банковских транзакциях, таргетированная реклама внутри видеопотока на YouTube, многофакторная атрибуция пользователей с построением стратегий с пятью и более касаниями и многое, многое другое».
(Управляющий партнёр Сети студий маникюра Лены Лениной Алексей Вольвак — о том, что бренду нужно сделать до начала рекламной кампании.)
Нюансы
Принцип действия программатика сравнивают с работой фондового рынка. Сделки проходят на централизованных цифровых биржах, где рекламные места покупаются и продаются за миллисекунды с использованием алгоритмов.
Рекламу покупают через посредников — SAAS-решения для медиатрейдинга. Владельцы рекламных мест пользуются SSP — платформами на стороне предложения, а рекламодатели используют DSP — платформы на стороне спроса. Покупки рекламы происходят автоматически, этот процесс быстрый и автоматизированный.
Есть ещё несколько терминов, с которыми сталкиваются пользователи программатика:
- Ad Exchange — биржа трафика, которая агрегирует спрос и предложение;
- Ad Server — веб-сервер, где хранятся рекламные форматы (баннеры, видео);
- Data Management Platform (DMP) — платформа, которая собирает и обрабатывает разные типы аудиторных данных.
Факт
Преимущества программатика — большие охваты, удобное ценообразование, разнообразие рекламных форматов, эффективность показов.
Среди минусов — перенасыщенный рекламный рынок, шанс репутационных потерь из-за некачественных рекламных площадок, дополнительные денежные комиссии из-за непрозрачных закупок, вероятность закупки неконверсионного трафика и т. д.
Статью проверил:
Артемий Романчук, perfomance lead в «Нетологии»