Что такое OTT-сервис. Объясняем простыми словами
Проще говоря, это сервис, который не зависит от провайдера интернета, спутниковой или кабельной передачи данных. Они просто передают его пакеты данных, никак на них не влияя.
Для приёма услуг OTT-сервисов не нужно какое-либо специальное оборудование — контент поставляют на смартфон, компьютер, smart-телевизор или любое другое устройство пользователя.
Обычно, когда упоминают OTT, имеют в виду онлайн-кинотеатры или стриминговые сервисы типа Netflix, Окко и Spotify. Но на самом деле диапазон OTT-сервисов гораздо шире. Весь ОТТ-контент условно можно разделить на три категории:
- OTT-обмен сообщениями. Viber, WhatsApp, Telegram и любые другие мессенджеры, которые используют интернет для связи между пользователями.
- IP-телефония (VoIP). Видео- и аудиовызовы, совершённые через интернет. Это те же самые WhatsApp и Telegram, а также Zoom, FaceTime, Skype и другие операторы.
- OTT-медиасервисы. Сюда относятся различные онлайн-кинотеатры, аудиосервисы, образовательные ресурсы и другие распространители контента, которые предлагают доступ к нему через приложение или веб-сайт.
Пример употребления на «Секрете»
«Операторы страдают от OTT-сервисов. Телекомы вкладывают в инфраструктуру, а монетизируют её другие компании».
(Экс-гендиректор «Скартел» (бренд Yota) Анатолий Сморгонский — об одной из проблем современного телекома.)
Ошибка в употреблении
Иногда считается, что OTT-сервисы — прямые конкуренты IPTV (Internet Protocol Television), которой пользуются для трансляции цифрового телевидения. Но это не совсем точно.
IPTV — это название технологии передачи видеоданных через интернет. А OTT — это общий маркетинговый термин для всех сервисов, которые передают свой контент через интернет и при этом не принадлежат непосредственно провайдеру.
То есть, строго говоря, видеосервисы OTT также могут пользоваться технологией IPTV. Просто в отличие от кабельного телевидения, где весь процесс передачи и приёма зависит от поставщика услуг, здесь он будет независим от оператора.
Нюансы
Некоторые виды услуг OТT-сервисов находятся в открытом доступе и существуют за счёт рекламы, но многие из них предоставляют контент по подписке и за отдельную плату. В зависимости от модели монетизации сервис может предложить потребителю различные варианты потребления контента:
- подписка на весь сервис на определённое время;
- подписка на определённые единицы контента (например, купить сериал для просмотра в течение месяца);
- покупка цифровой копии и т. п.
Факт
У Минкомсвязи России существует собственный словарь OTT-терминов. Министерство рекомендует использовать его для ведения переговоров по тематике OTT.
Статью проверил:
Сергей Морозов, руководитель проектов «Сберсервиса»