Что такое метод «360 градусов». Объясняем простыми словами
Цель метода — получить всестороннюю оценку аттестуемого. Поэтому сотрудника оценивает всё его деловое окружение: коллеги, подчинённые, руководители. Отсюда и название метода.
Все оценивающие анонимно заполняют бланк с вопросами. Они касаются личностных качеств, уровня профессиональных знаний и компетенций, корпоративной лояльности и т. д.
Пример употребления на «Секрете»
«Можно использовать метод оценки "360 градусов", когда подчинённые, руководители, коллеги и клиенты дают сотруднику конфиденциальную обратную связь».
(Психолог-консультант Юлия Бурлакова — в материале о том, как научиться не кричать на работе.)
Нюансы
Метод «360 градусов» используютв следующих случаях:
- если необходимо понять, кто из сотрудников готов к повышению;
- если необходимо определить, кого из сотрудников необходимо отправить на обучение;
- если нужно оценить и проверить управленческие качества руководителя;
- если необходимо сформировать обратную связь от сотрудников;
- если нужно оценить не качественные показатели, а soft skills сотрудника, то есть гибкие навыки.
В опросах важна анонимность: если она не будет соблюдена, это может привести к внутренним конфликтам между сотрудниками и к общему ухудшению настроения в коллективе.
После проведения опроса необходимо много времени, чтобы обработать и провести анализ полученных результатов.
Факт
Существуют также методы «180 градусов» и «540 градусов» для оценки персонала. Метод «180 градусов» подразумевает опрос только руководителя (руководителей) сотрудника и его самооценку. А при методе «540 градусов» в опросе участвуют ещё и клиенты и контрагенты компании.
Статью проверил:
Артём Ступак, тренер бизнес-школ РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, РАНХиГС, Финансового университета при Правительстве РФ