secretmag.ru
Энциклопедия9 мин.

Что такое критическое мышление и как его развить. Объясняем простыми словами

Критическое мышление — система анализа информации, интерпретации явлений, оценки событий для составления объективных выводов и формирования своего взгляда на предмет анализа.

Простыми словами, критическое мышление — это способность ставить под сомнение поступающую информацию, искать ей подтверждения, анализировать ситуацию со всех возможных сторон и делать обоснованные выводы.

Человек с высокой степенью критического мышления ничего не принимает на веру, а постоянно занимается формированием своей точки зрения для принятия взвешенных решений. Любое суждение он может отклонить, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение, пока у него не будет достаточного объёма данных.

Например, если кто-то заявляет: «Прививки вызывают аутизм», критически мыслящий человек не станет слепо доверять этой информации, а проверит утверждение. И после изучения научных данных и мнений специалистов в этой области, скорее всего, придёт к обратному выводу.

Критическое мышление требует навыков фактчекинга (проверки подлинности фактов) и построения логических умозаключений. Оно «прокачивается» в семье, в образовательных учреждениях — детских садах, школах, вузах. Обычному человеку этого достаточно для полноценной жизни. Но также существуют специалисты и курсы по развитию критического мышления.

Критическое мышление — это важный soft skill в современном мире, один из тех, что больше всего ценят работодатели в век развитых технологий.

Основные источники

История возникновения термина «критическое мышление»

Первым о критическом мышлении в 1910 году заговорил американский философ и педагог Джон Дьюи. Правда, он использовал термин «рефлексивное мышление». Под ним специалист понимал:

  • активное, последовательное и осторожное рассмотрение любого убеждения или знания,
  • анализ оснований, которые поддерживают его,
  • и следствий, к которым оно приводит.

В дальнейшем другие специалисты переосмыслили и дополнили это понятие. Сам термин «критическое мышление» предложил в 1970 году немецкий философ и социолог Юрген Хабермас, представитель Франкфуртской школы критической социальной теории.

Разумеется, критическое мышление при этом существовало задолго до появления понятия о нём — иначе в мире до этого момента не случилось бы никаких научных исследований и открытий. Рассуждения о мышлении человека встречались ещё в философских трудах Сократа, Платона, Иммануила Канта.

Процесс критического мышления

Критическому мышлению обязательно присущи:

  • синтез (объединение, сопоставление) информации,
  • логический анализ,
  • сомнения и проверка качества доказательств,
  • отделение фактов от мнений,
  • оценка аргументов.

Это действительно сложный процесс. Например, каждый аргумент оценивается как минимум по трём критериям:

  • релевантность (относится ли он к теме обсуждения),
  • приемлемость (основан ли он на фактах),
  • достаточность (содержит ли он необходимые основания для утверждения тезиса).

Критическое мышление отличается от просто аналитического: да, анализ является его неотъемлемой частью, но главное в нём — постоянный поиск ошибок, лжи и манипуляций, постоянное сомнение и проверка любых утверждений.

Принципы критического мышления

Американский исследователь Питер Фасиоун перечисляет такие качества идеального критического мыслителя:

  • заинтересованность в повышении и углублении своей информированности;
  • гибкость и беспристрастность в оценках, рациональность при выборе критериев;
  • способность рассуждать логично и аргументированно;
  • отсутствие предубеждений относительно отличающихся взглядов на мир;
  • честность в столкновении с собственными предубеждениями, предрассудками, стереотипами;
  • гибкость при рассмотрении альтернатив и мнений,
  • готовность пересматривать свои взгляды;
  • способность воздерживаться от суждений при недостаточности знаний по предмету;
  • упорство в поисках релевантной (важной, существенной, актуальной) информации;
  • нацеленность на поиск результатов, которые настолько точны, насколько этого требуют обстоятельства и предмет исследования.

Что нужно, чтобы развить критическое мышление

  • иметь определённые внутренние качества (например, быть любознательным, не бояться бросать вызовы авторитету);

  • обладать определёнными навыками и умениями (например, уметь выявлять и оценивать аргументы, распознавать ложные умозаключения и бороться с когнитивными искажениями).

Как развить критическое мышление

Образовательные учреждения всего мира ставят перед собой цель — развить критическое мышление у обучающихся. Не просто дать какой-то объём информации, которую неизвестно куда ученик сможет приложить, а развить интеллектуальные способности человека, которые позволят ему учиться самостоятельно.

Учебные пособия о развитии критического мышления предлагают пройти три стадии:

I. Вызов. Для начала нужно пробудить познавательный интерес, сформировать желание добывать новую информацию и углублять полученные знания. Изучая какой-то предмет, преподаватель сначала «вызывает на поверхность» имеющиеся знания у учеников, затем побуждает к обмену мнениями.

II. Осмысление. Получая новые знания, ученики систематизируют её, формулируют вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. На этой стадии происходит «мозговой штурм» и формирование у каждого собственной позиции по вопросу.

**III. Рефлексия.**Новые знания наслаиваются на первичные представления учеников о предмете и либо дополняют их, либо вовсе перестраивают. Здесь в идеале должен случиться запуск бесконечной череды операций «узнать новое» — «ощутить необходимость узнавать новое».

Прикладной характер критического мышления позволяет учащимся проводить в дальнейшем собственные исследования, оценивать источники информации, с которыми они сталкиваются, формировать собственное мнение, замечать свои эмоции и свои ошибки, которые мешают рационально мыслить. Это пригождается не только в обучении, но и в общении, в бытовых делах — на любом этапе жизни.

Научиться критическому мышлению можно с помощью специальных упражнений. Например, попытаться доказать какое-то научное, социальное или экономическое утверждение, а затем «перейти» на сторону оппонентов, попытаться доказать обратное. Например, сначала подобрать аргументы за‎‎ то, чтобы запретить в России аборты, а затем перечислить аргументы за то, чтобы оставить всё как есть.

У нетренированного мозга перейти к критическому мышлению сразу не получится, но здесь важны частота и упорство в «тренировках». Нужно постоянно активно работать с информацией: искать её, интерпретировать, оценивать и сравнивать. Возможно, придётся специально учиться, и точно — систематически применять навыки, иначе мозг их забудет.

Тем, кто хочет критически мыслить, важно расширять социальный кругозор — регулярно общаться с теми, чьи взгляды не близки, и пытаться понять их позицию.

Для развития критического мышления также полезно:

  • читать качественный нон-фикшен,
  • брать паузу перед принятием важных решений,
  • искать ошибки в своих рассуждениях и действиях и признавать их.

Чтобы научить ребёнка критически мыслить, можно проводить домашние дебаты, где оттачиваются умения:

  • рассуждать;
  • анализировать и проверять информацию;
  • опираться на аргументы, а не на чьё-либо личное мнение;
  • критиковать чужие доводы, но при этом уважать чужие границы и не переходить на личности.

Что мешает мыслить критически

Принятие взвешенных решений получается не всегда — порой люди просто полагаются на стереотипы, предыдущий опыт и эмоции. Применять критическое мышление постоянно вообще довольно трудозатратно. Ошибки возникают как раз из-за усталости, невнимательности и желания быстрее принять решение, а ещё из-за недостатка доказательств или неверной аргументации.

Какие бывают ошибки

Когнитивные искажения возникают, когда наш мозг неосознанно ищет готовые шаблоны и ответы из предыдущего опыта. Например:

  • ошибка подтверждения — человек неосознанно ищет и принимает информацию, которая подтверждает его взгляды и знания, а противоречащую игнорирует или сразу ставит под сомнение;

  • ошибка атрибуции — склонность объяснять поведение людей их личностными качествами, а не рассматривать ситуацию непредвзято (коллега допустил ошибки в работе, потому что якобы он просто невнимательный, а на самом деле у него умерла любимая собака, и он не мог сосредоточиться);

  • эффект ореола — перенос общего представления или впечатления о человеке на те качества, о которых ничего не известно (человек в строгом костюме и очках может вызвать больше доверия, чем его коллега в джинсах и с татуировками, хотя на самом деле последний может быть куда более крутым специалистом);

  • ошибка выжившего — когда выводы делаются только на основе успешных случаев и не учитываются другие ситуации (я регулярно перебегаю дорогу на красный сигнал светофора и меня ни разу не сбили, значит, в этом нет ничего страшного, так можно);

  • эффект каскада — любая информация может стать убедительной, если её много раз повторить (люди склонны думать, что самолёт опаснее автомобиля, потому что авиакатастрофы широко обсуждаются, хотя на самом деле на дороге смертность выше);

  • личные эмоции — мыслить рационально сложнее, если дело касается чего-то лично важного (мой ребёнок заслуживает только пятёрки, а то, что работа сделана небрежно, игнорируется).

Логические ошибки — это уже более сознательные неверные рассуждения и выводы, вызванные нарушением логики, недостатком доказательств или ошибками в аргументации. Например:

  • подмена тезиса — искажение аргумента оппонента и его опровержение (человек говорит, что не все женщины умны, а его приравнивают к женоненавистнику);

  • «после» и «вследствие» — когда двум последовательным событиям приписывают причинно-следственную связь (покатался на лыжах — заболел — дело в лыжах, а не в вирусе, который на самом деле человек словил ещё за несколько дней до отдыха);

  • апелляция к эмоциям — попытка склонить к определённой точке зрения, вызвав какие-то чувства, вместо того, чтобы приводить обоснованные доводы (ешь суп, у детей в Африке такого нет);

  • ошибка деления — приравнивание частного к общему (мой муж некрасиво поступил, значит, все мужчины неприятные люди).

Сильно мешает критическому мышлению зависимость от мнения большинства. Игнорировать то, что думают другие, непросто. Когда человеку нравится то же, что и другим, мозг выделяет дофамин, который дарит приятные эмоции и мотивацию. А на действие наперекор другим мозг реагирует как на ошибку, если его не подкреплять вескими аргументами. Избавиться от влияния общества полностью вряд ли получится, но критически мыслящий человек должен помнить, что большинство может ошибаться, и достаточно часто.

Апелляция к авторитетным мнениям тоже может сыграть злую шутку: да, достаточно часто приходится выслушивать мнение специалистов в конкретной области, но это не должно быть единственным аргументом. Авторитетные специалисты тоже ошибаются, могут быть ангажированы, и вообще — мнение одного человека находится на самой низшей ступени доказательности.

Как определить свой уровень критического мышления

Есть несколько тестов, позволяющих оценить ход своих мыслей.

Калифорнийский тест критического мышления (CCTST)

Один из самых популярных тестов. Делится на шесть этапов:

  • интерпретация — это группа вопросов, с помощью которой можно определить суть суждений и событий;
  • анализ — вопросы на выявление логических связей;
  • умозаключение — вопросы, помогающие оценить детали;
  • оценка правдоподобности утверждений и источников;
  • объяснение — вопросы, которые помогут чётко сформулировать доказательства позиции;
  • саморефлексия — осмысление всего процесса, попытка понять, насколько ход мыслей логичен и подвержен внешним влияниям.

Метод оценки источников информации IMVAIN от Центра новостной грамотности Университета Стони-Брук

Состоит из пяти вопросов, которые нужно задать себе при прочтении какой-то новой информации:

  • Является ли источник полученных сведений независимым?
  • Можно ли найти эту информацию в других источниках?
  • Авторитетный ли источник?
  • Доказаны ли приведённые факты?
  • Назван ли автор и исходный источник информации?

Если хотя бы на один вопрос ответ отрицательный, стоит перепроверить полученные сведения.

Тест по оценке критического мышления от профильной школы

Нужно ответить на 26 вопросов. Результат теста — оценка восьми основных компетенций. Среди них, например, понимание общего и частного, причины и следствия; определение логических ошибок в рассуждениях; способность отличать достоверную информацию и т. д.

Роль критического мышления

В повседневной жизни умение критически мыслить пригождается постоянно, причём человек не всегда даже это осознаёт. Например, не навязывает свою точку зрения, помогает расти и развиваться в профессии, адекватно себя оценивать и защищаться от манипуляций.

В современном мире компьютер во многом замещает людей, и эта тенденция только растёт, но пока что машины не научились главному — мыслить вне прописанных алгоритмов. Не зря, например, в 2020 году участники Всемирного экономического форума в Давосе отметили критическое мышление в числе навыков будущего, позволяющих оставаться востребованным специалистом.

А исследование Хуачжунского университета науки и технологии выявило связь психических проблем у человека с недостатками критического мышления: вероятно, оно позволяет контролировать импульсивное поведение.

Некоторые психологи считают, что люди с высоким уровнем критического мышления более склонны к тому, чтобы улучшать мир вокруг себя и вносить таким образом вклад в более рациональное и цивилизованное общество.

Пример употребления на «Секрете»

«Аферист часто начинает с того, что у вашего близкого что-то случилось, так он усыпляет бдительность и критическое мышление, ведь у многих после таких новостей появляется паника и желание помочь».

(Доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Мери Валишвили — об излюбленных приёмах мошенников