secretmag.ru
Энциклопедия2 мин.

Что такое креативные индустрии. Объясняем простыми словами

Креативные индустрии (creative industry, креативная экономика, экономика знаний) — сектор экономики, связанный с интеллектуальной деятельностью, развивающийся преимущественно на идеях и технологиях.

К креативным индустриям относят многие сферы жизни: это научно-исследовательская деятельность, дизайн, телевидение, музыка, мода, архитектура, разработка программного обеспечения и другие.

Главная фишка креативных индустрий — сочетание творческого компонента и высоких технологий.

Проще говоря, среди ваших друзей или знакомых есть поклонники корейской музыки или сериалов? Наверняка, ведь сегодня эксперты говорят о настоящей экспансии «корейской волны» на мировые рынки. Современная южнокорейская культура вызывает у людей по всему миру огромный интерес: речь идёт о моде, кино, компьютерных играх и других мультимедийных проектах.

Думаете, просто «так получилось»? Нет. В Южной Корее с 2009 по 2017 год работало специально созданное правительственное агентство креативного контента KOCCA. Во многом именно его деятельность позволила наладить работу с креативными индустриями и вывести корейский контент на международный рынок.

Пример употребления на «Секрете»

«Сегодня важно создать необходимые условия для качественного прорыва в сфере креативных индустрий. Уже есть отдельные примеры реализованных проектов <...>Но именно комплексный подход, системная поддержка на уровне государства, постоянный диалог между представителями творческой сферы, власти и бизнеса являются залогом создания благоприятной среды для самореализации молодого поколения».

(Глава Минкультуры РФ Ольга Любимова — о позиции ведомства по поводу креативных индустрий.)

Нюансы

Говоря о креативной индустрии, иногда используют термин «креативный класс». Его предложил американский социолог и экономист Ричард Флорида в 2002 году для обозначения людей творческих профессий.

«Поскольку креативность — это движущая сила экономического развития, креативный класс к настоящему времени занял в обществе доминирующее положение», — пишет он в книге "Креативный класс: люди, которые меняют будущее". Рабочему и обслуживающему классу платят за предоставление услуг и выполнение работ согласно плану, а креативный класс зарабатывает, создавая новое, отмечал Флорида.

Практика

В российском законодательстве пока нет самого понятия «креативная индустрия». Из-за этого сферу иронично называют «коммуникационное подвижничество». Однако законопроект о креативных индустриях и творческом предпринимательстве уже разрабатывают.

По словам председателя комитета РСПП Андрея Кричевского, бизнес нуждается в законе о креативных индустриях. «Креативные индустрии — это огромная творческая сила, которая в развитых странах считается фундаментом и драйвером экономики, — считает он. — Сила, обеспечивающая производство идей, смыслов, образов и образцов для подражания — самого востребованного продукта информационного общества».

Цифры

Согласно прогнозу Центра стратегических разработок, к 2024 году процент креативных индустрий в национальном ВВП вырастет до 8,5%. Для сравнения, в современной Германии эта доля уже сейчас составляет 8%.

Статью проверила:

Мария Ермилова, доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова