Что такое конфликт интересов и как его правильно урегулировать. Простыми словами
Простыми словами, конфликт интересов — это когда частные интересы человека могут помешать ему выполнять свои профессиональные или общественные обязанности беспристрастно.
Эксперты статьи:
- Адвокат Дмитрий Краснощёк;
- гендиректор группы компаний «Рюрик» Александр Боднар;
- предприниматель Леонид Захаров;
- HR-директор сервиса «Кнопка» Мария Харченко;
- адвокат Вероника Сальникова;
- адвокат Сергей Агапов.
Когда наступает конфликт интересов?
Конфликт интересов возникает, когда человек может уступить соблазну и начать обслуживать свои личные интересы, пренебрегая необходимостью быть профессионалом и принимать решения объективно, как лучше компании/обществу, а не ему самому. В этом случае он не сможет как положено исполнять свои обязанности.
Соблазн пренебречь служебной этикой возникает, если в результате использования своих профессиональных навыков, положения или должности человек может получить:
- деньги;
- материальные ценности;
- имущественные права (например, интеллектуальные);
- имущественные услуги и результаты выполненных работ (кредит с заниженной процентной ставкой, ремонт квартиры, автомобиль в пользование);
- личную выгоду или преимущества.
Конфликт интересов может быть выгоден не только самому человеку или его родственникам (родителям, детям, братьям, сёстрам), но также:
- близким родственникам супругов (их братьям, сёстрам, родителям, детям супругов и супругам детей);
- прочие случаи родства (отношения с отчимом/мачехой, пасынком/падчерицей);
- бывшим супругам;
- фактическим супругам;
- организациям, с которыми человек и (или) его близкие родственники связаны близкими отношениями (корпоративными, имущественными и т. д.).
Возникновение конфликта интересов: кто в зоне риска
По мнению адвоката Дмитрия Краснощёка, наиболее подвержены риску возникновения конфликтов интересов:
- сфера услуг;
- менеджеры по работе с клиентами, которые имеют доступ к клиентской базе и CRM-системе (автоматизирующей взаимодействия с клиентами);
- малый и средний бизнес, где не выстроена система внутреннего контроля и KPI.
С этой точкой зрения согласен гендиректор группы компаний «Рюрик» (специализируется на безопасности бизнеса и кризис-менеджменте) Александр Боднар.
Самые уязвимые в этом смысле — собственники с личными интересами. Или когда у собственника есть группа активов — всегда есть соблазн спасать один актив за счёт другого. Вторые по степени рисков: наёмный генеральный директор и топ-менеджеры, которые в силу статуса допущены к ключевым контрагентам, партнёрам, конфиденциальной информации.
И чем более «мутная» система управления, тем благодатней почва для возникновения конфликта интересов.
Примеры конфликта интересов
Конфликты интересов могут возникнуть в любой компании или на госслужбе. При этом в конфликт интересов могут быть вовлечены:
- сотрудники;
- клиенты;
- руководство;
- акционеры;
- поставщики и т. д.
То, какую форму примет конфликт интересов, зависит от того, в чём конкретно состоял интерес и возможная выгода. Например:
- финансовый конфликт (денежные средства и финансовые показатели);
- организационный конфликт (в предоставлении услуг);
- личный или семейный конфликт (исходя из личной выгоды);
- управленческий конфликт (между акционерами и руководством компании) и т. д.
Эксперт Александр Боднар уверен, что доступ к конфиденциальной информации — один из инструментов для появления конфликта интересов. Когда сотрудник получил доступ к конфиденциальной информации и к информации, составляющей коммерческую тайну, у него может возникнуть соблазн использовать эту информацию в интересах третьих лиц. Этот конфликт Боднар называет самым опасным для компании.
К «зонам риска» — типовым, наиболее часто встречающимся областям, в которых возникают конфликты, относят:
- кадровые решения (приём на работу, назначение на более высокую должность, повышение зарплаты, выплата премии);
- выгода от выполнения трудовых обязанностей;
- проведение проверки;
- оплачиваемая работа в конкурирующей организации;
- получение подарка;
- осуществление закупок;
- применение взыскания;
- использование информации ограниченного доступа.
Предприниматель Леонид Захаров разделяет ситуации конфликта личных интересов с корпоративными на безопасные личные интересы и на вредительские.
Например, когда кто-то затягивает с выполнением работ или, наоборот, торопит и делает некачественно, чтобы «правильно» подогнать их под свой отпуск. Или пытается делать на работе свой личный проект. Или перетягивает сотрудников в свою будущую компанию.
HR-директор Мария Харченко уверена, что чаще всего конфликт интересов у работодателя и работника возникает тогда, когда работник начинает конкурировать со своим же работодателем. Например, когда бухгалтеры ведут собственных клиентов параллельно основной работе. Такая практика на рынке бухгалтерского аутсорсинга не редкость.
Сотрудник компании, он же арбитражный управляющий, почти не участвовал в жизни компании. «Забывал» пользоваться корпоративной телефонией, постоянно ходил по поручениям, которые сам же себе придумывал. По мнению руководителей компании, эти вопросы решаются за один поход в банк. Сотрудник же ходил несколько раз в неделю. Поручения от коллег по юридическому отделу он игнорировал, ссылаясь на занятость и личные вопросы.
Эти моменты привели к отстранению сотрудника от работы. Оказалось, он параллельно вёл процедуры банкротства без участия компании.
Конфликт интересов vs коррупция: в чём разница?
Определение конфликта интересов изложено в Федеральном законе «О противодействии коррупции».
При этом конфликт интересов не предполагает коррупционной составляющей. За конфликты интересов не наказывают, их регулируют или предотвращают.
Закон определяет конфликт интересов в качестве условия для коррупционных преступлений — злоупотребления служебным положением ради личной выгоды.
С точки зрения государства, предотвращение конфликта интересов — это одна из обязанностей работодателей, работающая на благо всего общества и предупреждающая коррупцию.
Неурегулированный конфликт интересов может перерасти в уголовное преступление — злоупотребление полномочиями или злоупотребление должностными полномочиями. В этом случае к работнику будут применены меры уголовной ответственности.
Даже имея возможность реализовать свой личный интерес, работник может отказаться от возможной выгоды и продолжить исполнять свои обязанности должным образом.
Основные типы конфликта интересов
Выделяют три типа конфликта интересов:
- потенциальный;
- кажущийся;
- реальный.
При кажущемся конфликте есть видимость личной заинтересованности, а при потенциальном заинтересованности (мотива для конфликта) у человека ещё нет.
Потенциальный конфликт — это, например, угрожающе высокая концентрация полномочий на одном органе управления (или одном топ-менеджере), когда он совмещает функции принятия решений и контроля. Это мина замедленного действия.
Реальный конфликт интересов — это свершившийся прецедент, когда такая концентрация и отсутствие разграничение функций привели, например, к лоббированию этим топ-менеджером заключения заведомо невыгодного для компании контракта, но выгодного для личного интереса этого менеджера. И это самая мягкая форма проявления конфликта интересов.
Урегулирование конфликта интересов: шаги и меры
Выявление
Часто конфликт интересов внешне мало заметен. Чтобы его выявить, специалисты прибегают к мониторингу, аудиту и к проверке отчётности.
Диалог
После того как конфликт интересов выявили и раскрыли, работодателю нужно урегулировать его или смягчить последствия. Как правило, это требует участия и сотрудников, и работодателя.
Сотруднику нужно быть открытым к диалогу, честно рассказать о потенциальном конфликте работодателю, предложить поискать решение. Однозначно это будет воспринято позитивно, и вероятность расторжения трудового договора сойдёт на нет.
Работник обязан в письменной форме уведомить своего работодателя о реальном или потенциальном конфликте интересов, как только ему станет об этом известно. В уведомлении на имя руководителя организации следует изложить все известные работнику сведения и зафиксировать факт получения работодателем уведомления.
Предприниматель Леонид Захаров отмечает, что если коммуникация в компании налажена хорошо, и сотрудники не боятся взаимодействовать с руководителем, то с конфликтами интересов проблем не возникнет. Они становятся опасными только в том случае, когда компания о них узнаёт в последний момент.
Контроль и ограничения
Минтруд РФ предлагает работодателям урегулировать конфликт интересов, не теряя сотрудника:
- усилить контроль за сотрудником, если при выполнении его обязанностей может возникнуть конфликт интересов;
- отстранить его от действий или принятия решений в отношении юрлица или физлица, с которым связан его личный интерес;
- ограничить доступ к информации, которая может привести к конфликту;
- перевести сотрудника с его согласия на другую должность или в другое подразделение, подальше от конфликта интересов;
- временно отстранить от исполнения обязанностей до урегулирования конфликта интересов;
- предложить сотруднику отказаться от полученной или потенциальной выгоды и тем самым разрешить конфликт интересов.
Работодателю надо проверить, к какой коммерческой информации имеет доступ сотрудник. Потом связаться с клиентами, которых ведёт этот сотрудник, и спросить их про совместную работу.
Как правило, порядок урегулирования этих ситуаций описан в локальных нормативных актах компаний и в кодексах профессиональной этики.
Как избежать конфликта интересов
От конфликта интересов никто не застрахован. Разные компании придумывают различные меры, которые помогают им избегать возможного конфликта интересов.
Александр Боднар рекомендует действовать поэтапно:
- определить наиболее уязвимые с точки зрения конфликта интересов зоны в компании, исходя из её специфики;
- создать рабочий документ и системно изложить в нём все стадии минимизации конфликта интересов: предотвращение, выявление, раскрытие, рассмотрение, урегулирование, мониторинг и надзор;
- внедрить методы управления конфликтом интересов во все бизнес-процессы компании, которые наиболее ему подвержены.
По мнению эксперта, если разграничить права доступа сотрудников разных подразделений внутри корпоративной сети и (или) в используемом программном обеспечении, это снизит вероятность возникновения конфликта интересов.
Стандартные меры, которые предлагает закон, можно свести к принципу «избегать не допуская»:
- избегать ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;
- сообщать об уже возникшем или потенциальном конфликте интересов;
- делать то, что принесёт выгоду компании без учёта личных интересов и выгоды ближнего окружения (родственников и друзей);
- помогать урегулировать возникший конфликт интересов.
Многие работодатели заранее включают запрет на конфликт интересов в трудовой договор или подписывают с работниками отдельное соглашение о запрете параллельной деятельности. А ещё проверяют соискателей перед трудоустройством на наличие самозанятости или ИП, ведь это тоже важный сигнал.
Если с сотрудником не подписывали такое соглашение, но обнаружился конфликт интересов, можно вызвать работника на разговор, обозначить позицию компании по этому вопросу и подписать соглашение в моменте.
Нередко так поступают при увольнении, чтобы работник не увёл за собой лояльных клиентов. Но на практике доказать факт нарушения такого соглашения довольно сложно.
Как наказывают за конфликт интересов
Если сотрудник не сообщил о возможном конфликте интересов или конфликт всё же произошёл, работодатель может привлечь его к дисциплинарной ответственности.
Например, уволить на основании утраты доверия, но только если по закону эти сотрудники были обязаны предотвратить и урегулировать конфликт интересов.
Если сотрудники исполняли эти обязанности по трудовому договору или локальному нормативному акту, то уволить их на основании утраты доверия будет незаконно.
Если работник не принял сам меры по урегулированию конфликта интересов, это может быть использовано против него при разбирательствах и повлечь уголовно-правовые риски.
В качестве примера Агапов называет подарки и услуги, которые сотрудник получил, но не сообщил о них работодателю.
По закону их можно расценить как коммерческий подкуп или получение взятки. Если сотрудник назначил родственнику премию и опять-таки не сообщил работодателю, этот поступок могут признать сговором с целью хищения (мошенничеством или растратой).
Наказание за конфликт интересов прописано во внутренних документах компании и включает такие меры, как:
- дисциплинарная ответственность;
- система штрафов;
- увольнение по соответствующим основаниям.
Если сотрудник не раскрыл конфликт интереса, ему может грозить увольнение. Работодатель расстанется с таким сотрудником и ограничит каналы связи. А если будет доказано, что он воровал контакты клиентов, «перепродавал» лиды и имел выгоду, то к такому сотруднику могут предъявить иск о возмещении ущерба. Максимальный негатив — обвинение в уголовных преступлениях.
При этом, отметил Краснощёк, если нет фактуры в виде письменных доказательств, сотрудник, нарушивший правила, будет уволен по инициативе работодателя со всеми положенными выплатами.
Материал обновлен в 2024 году