Что такое «компания-убийца». Объясняем простыми словами
Также «убийцей» называют сам продукт, от которого ожидают, что он вытеснит популярный товар или сервис.
Выражения «убийца Google», «убийца Аmazon» или «убийца Apple» перешли в разряд мемов.
Основатель диджитал-продакшена Creonit Антон Макаров так [описывает] (https://secretmag.ru/selfie/kak-sdelat-ubiicu-amazon-i-pochemu-eto-poka-ni-u-kogo-ne-poluchilos.htm) типичный цикл жизни очередного «убийцы Аmazon»:
- Предприниматель смотрит на работающий проект, думает над адаптацией к своей нише/географии/компании и думает: «О, тут, кажется, есть деньги».
- Объявляется «тендер» на разработку сайта/приложения/сервиса.
- Заказчик получает мешок разных предложений от подрядчиков с бюджетом от 10 000 до 10 млн рублей.
- Выбирает предложение, где можно запуститься на «минималках» по деньгам. (Не путать с MVP.)
- Продукт разрабатывается и запускается с огромным количеством функций, но не взлетает.
- Предприниматель ещё какое-то время пытается реанимировать проект, вкладывая остаток средств, но в итоге забивает на него.
Пример употребления на «Секрете»
«В США же изначально всё было по-другому. Джефф Безос из своего Аmazon не делал "убийцу WalMart", Илон Маск не делал из PayPal "убийцу MasterCard", Джек Дорси не делал из Twitter "убийцу Facebook". Они находили новые потребности на существующем рынке.
А на российском ИТ-рынке все хотят пустить по миру какой-то чужой сервис или компанию. В e-commerce традиционно "пилят" "убийцу Ozon и Wildberries", в Минпросвещения — "убийцу TikTok" с образовательным контентом. Недавно еще был "убийца Google" — поисковик «Спутник». И к чему это привело?»
(CEO и основатель Creonit Антон Макаров — в колонке о том, как сделать «убийцу Amazon».)
Проблема
Даже если изначально идея стартапа была революционная и перспективная (а особенно если она такой действительно была), [считается] (https://www.forbes.ru/tehnologii/370561-prirozhdennye-ubiycy-kak-amazon-google-i-facebook-izbavlyayutsya-ot-startapov), что крупнейшие корпорации мира делают всё, чтобы не дать вырасти новым «фейсбукам» и «амазонам».
ИТ-гиганты могут предотвращать появление конкурентов, используя свои масштабные ресурсы: поглощать стартапы или копировать их разработки ещё на начальных стадиях.
Статью проверил:
Вадим Ковригин, доцент Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова