Что такое коммодитизация. Объясняем простыми словами
Проще говоря, коммодитизация — это то, что произошло с DSL-модемами, например. В середине 90-х они были дорогим и редким товаром, их выпускало ограниченное количество компаний-поставщиков. Со временем производство стало проще. Теперь DSL-модемы можно купить в любом магазине, и функции у них примерно одинаковые. Поэтому покупатели зачастую руководствуются ценой.
Пример употребления
«Экономика впечатлений — феномен XXI века. Перед многими больше не стоит критической потребности выживать, а вещей, которые делают жизнь лучше и комфортнее, постепенно становится столько, что от них начинают уставать. Коммодитизация товаров, разнообразие брендов и услуг не только усиливают конкуренцию на рынке, но и вводят новую валюту для потребителей — опыт взаимодействия с товаром. Именно избыток становится причиной смещения в сторону новых ценностей и смыслов. В моду входят осознанность, стремление к получению впечатлений и вдохновения».
(Из материала РБК о новых ценностях потребителей экономики впечатлений.)
Нюансы
О коммодитизации как глобальной рыночной тенденции говорят с начала 2000-х годов. Когда на рынке происходит коммодитизация, клиенты становятся требовательнее, а прагматизм становится важнее лояльности к продавцу. Доминировать на рынках начинают поставщики более дешёвых товаров и услуг.
Люди покупают не бренд, а функцию. Потребители коммодитизированных товаров хорошо откликаются на скидки, ведь они покупают не мечту, а просто продукт.
На определённой стадии развития любой рынок достигает коммодитизации. У такой экономики есть несколько преимуществ: это прозрачное ценообразование, стимулирование поставщиков к снижению цены и издержек, поиск бизнесом оптимальных решений.
Что такое «смертельная спираль коммодитизации»
Это процесс, который выглядит так:
- Появляется много производителей и продавцов.
- Цена на продукт снижается, а вместе с ней и прибыль производителей.
- Производители снижают издержки. В частности, меньше средств тратят на маркетинг.
- Количество возможностей для улучшения продукта и привлечения клиентов (не ценой и не скидками) сокращается.
- Рынок стагнирует, продукт вырождается.
Факт
У коммодитизации есть и положительный аспект: она способствует изменению бизнес-стратегий компаний, стимулирует лучше адаптироваться к запросам потребителей.
Статью проверила:
Мария Ермилова, доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова