secretmag.ru
Энциклопедия2 мин.

Что такое инвентаризация. Объясняем простыми словами

Инвентаризация — проверка сохранности имущества организации сопоставлением реального наличия с данными бухгалтерского учёта, а также проверка полноты отражения в учёте всех финансовых обязательств.

Такая процедура требуется в следующих случаях:

  • При смене материально ответственных лиц — работников, ответственных за сохранность имущества. Это, например, продавцы, кассиры, контролёры, администраторы, кладовщики, экспедиторы, которые сменяют друг друга регулярно, в зависимости от рабочих смен. А также директора, заведующие и другие руководители, которые меняются при увольнении.
  • Перед составлением бухгалтерской отчётности.
  • При сдаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже.
  • В случаях хищений, злоупотреблений, а также порчи ценностей.
  • После стихийных бедствий, пожаров, аварий или других чрезвычайных ситуаций.
  • При ликвидации или реорганизации компаний и преобразовании государственных и муниципальных утилитарных предприятий.

Пример употребления на «Секрете»

«Я работал нон-стоп и ночевал в ресторане. Ну потому, что вот в 10 часов открывается ресторан, а ты уже в нём, он закрывается в два часа ночи, и везде надо сделать уборку, везде надо провести инвентаризацию. Есть ежедневная, еженедельная и ежемесячная инвентаризация. И вот пока ты посчитаешь это всё и вобьёшь в компьютер все показатели и отчёты — время уже пять часов утра, и ты понимаешь, что у тебя смена следующая».

(Экс-сотрудник Domino's Pizza — об [условиях работы в популярной пиццерии] (https://secretmag.ru/news/beskonechnye-pererabotki-i-shtrafy-raskryty-realnye-usloviya-raboty-v-domino-s-pizza.htm).)

«Фигуранты дела — должностные лица ФГУП “Администрация аэропорта Домодедово”. Поводом для расследования стала проверка Счётной палаты, которая в августе сообщила о “потере” 107 млн рублей при реконструкции в Домодедове. Во время инвентаризации, заявил собеседник ТАСС, обнаружилась пропажа оборудования и материалов: видеосерверов, видеорегистраторов, коммутаторов, железобетонных труб, арматуры, насосов, термошкафов и кабелей».

(Из новости 2020 года.)

Нюансы

Инвентаризацию может проводить инвентаризационная комиссия как из числа только сотрудников компании (в неё могут входить представители администрации, бухгалтерии, экономисты, инженеры, техники и т. п.), так и с привлечением сторонних аудиторских организаций.

Фактическое наличие имущества определяют с помощью подсчёта, взвешивания, обмера.

Выявленные в результате инвентаризации излишки необходимо оприходовать.

При выявлении недостачи производится либо списание с применением норм убыли (установленных в законодательном порядке допустимых величин потерь из-за неправильного хранения, повреждения упаковки и т. п.), либо отнесение недостачи на виновных лиц. Если виновные не найдены или суд отказал во взыскании с них, убытки списываются на издержки производства.

Правила инвентаризации разных видов имущества и финансовых обязательств представлены Министерством финансов РФ в виде [специальных методических указаний] (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7152/e42e4071dad9bd5b68b61971ea0492c05e981785/).

Факт

Инвентаризация имущества и обязательств на забалансовых счетах и неучтенного имущества производится так же, как и учитываемых на балансе.

Статью проверил:

Михаил Хачатурян, к. э. н., доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при Правительстве РФ