Что такое импакт-инвестиции. Объясняем простыми словами
Импакт-инвесторы вкладывают деньги, ориентируясь в первую очередь на то, какие положительные изменения привнесёт компания в социум, а не на предполагаемую прибыль (но прибыль при этом всё равно должна быть).
Инструменты импакт-инвестирования мало отличаются от обычных финансовых инструментов: это кредиты, займы, инвестиции в акции и облигации.
Один из самых популярных инструментов — зелёные облигации (ценные бумаги, которые финансируют проекты, направленные на улучшение экологии).
Пример употребления на «Секрете»
«SIB расшифровывается как social impact bonds — “облигации социального воздействия”. Впервые подобную инициативу запустили в Великобритании в 2010 году. В России не используют выпуск облигаций, но сохраняется подход отложенного обязательства государства. Инвестиции в социальные проекты с поддержкой государства также называют импакт-инвестициями».
(«Секрет фирмы» — об обсуждении социальных инвестиций на ВЭФ-2021.)
Ошибки в употреблении
Импакт-инвестирование нужно отличать от социально ответственного инвестирования (отказ от вложения денег в предприятия, наносящие вред обществу или окружающей среде или не соответствующие этическим принципам инвестора) и от венчурной филантропии (поддержка социальных стартапов с помощью венчурного бизнеса).
Нюансы
В некоторых странах власти целенаправленно поддерживают импакт-инвесторов. Для них:
- есть налоговые льготы;
- закреплено в законе понятие социального предпринимательства;
- вводят требования для организаций, привлекающих такие инвестиции (например, они должны предоставлять обязательную отчётность в отношении экологичности и социальной миссии);
- создают госфонды импакт-инвестиций.
Благодаря таким мерам импакт-инвестирование не более рискованно, чем обычное.
Практика
Крупные бизнесмены — важные фигуры рынка импакт-инвестиций. Так, Forbes оценил вклад российских предпринимателей в бизнес, направленный на социальные изменения. В рейтинг вошли:
- Денис Свердлов (основал компанию Arrival по производству электромобилей стоимостью $13,8);
- Алишер Усманов (потратил $5,2 млрд на благотворительность, социальные и экологические проекты в 60 странах, в том числе Узбекистане, Италии и Великобритании);
- Виктор Вексельберг (открыл Музей Фаберже, занимается солнечной энергетикой);
- Владимир Лисин (вложил в экологическую модернизацию своих предприятий группы более 115 млрд рублей, более 9 млрд рублей направил на лечение сложных заболеваний);
- Роман Абрамович (создал фонд развития современного кинематографа «Кинопрайм», инвестирует в развитие медицины);
- Андрей Мельниченко (поддерживает образовательные проекты, создал фонд своего имени, который поддерживает талантливых детей);
- Олег Дерипаска (создал «зелёный» бренд алюминия Allow с низким углеродным, финансирует разработку водородного электротранспорта и автомобилей на сжиженном газе, учредил фонды «Базис» и «Вольное дело»);
- Владимир Потанин (инвестирует в охрану окружающей среды, выделил 1 млрд рублей на поддержку НКО во время пандемии);
- Алексей Мордашов (инвестирует в образовательный холдинг «Нетология групп», создал фонд по борьбе с сиротством «Дорога к дому»);
- Вагит Алекперов (создал фонд «Наше будущее», вкладывает в развитие возобновляемой энергетики).
Факт
Есть стереотип, что инвестиции могут либо приносить хороший доход, либо способствовать социальным изменениям. На самом деле это не так: исследование Morgan Stanley от 2019 года показывает, что инвестиционные портфели, компании в которых имели социальную миссию, отличаются большей доходностью и меньшей волатильностью.
Статью проверил:
Григорий Пилюгин, старший аналитик УК «Первая»