Что такое игровой движок и какой самый продвинутый. Объясняем простыми словами
Проще говоря, игровой движок — это инструмент для создания игры. Он позволяет разработчикам воплощать свои фантазии в реальность, сосредоточившись на идее, а не на технических деталях.
Разработчики используют движки потому, что это занимает меньше времени, чем создание игры с нуля. Точно так же, например, если мы хотим написать текст, то используем Google Doc с встроенными инструментами, шрифтами, форматированием, а не программируем свой текстовый редактор.
Основные возможности движков
Обнаружение столкновений. В компьютерных играх обнаружение столкновений нужно для того, чтобы сохранялась иллюзия твёрдого мира. Эта функция не даёт персонажам игроков проваливаться через пол или проходить сквозь стены.
Звук. С помощью звука среда в игре становится более правдоподобной. Например, если действие сцены происходит в армейском лагере, вы сможете услышать марш, перезарядку или выстрелы оружия, пение, стоны раненых солдат и т. д. Или в игру включаются саундтреки, которые вызывают у игрока различные эмоции.
Графический рендеринг. Рендеринг — это заключительный процесс создания изображения или анимации на основе компьютерной модели. При рендеринге объектов или персонажей учитываются геометрическая форма модели, точки обзора, текстуры, затенение и освещение. Затем движок преобразует его в цифровое изображение или растровую графику. А в зависимости от того, насколько мощный ваш движок, быстрее будут отображаться изображения.
Это только несколько примеров. С помощью движков настраивают «законы физики» в игре, прописывают анимацию, создают навигацию и так далее.
Какими бывают игровые движки
Различают следующие типы игровых движков:
- 3D-движки. Они предназначены для создания трёхмерной графики, то есть объёмной.
- 2D-движки. Используются для создания традиционных консольных игр, таких как Super Mario и Pac-Man. Они создают пиксельную анимацию без трехмерности и с ограниченными эффектами. Такие движки сильно оптимизированы по скорости.
- Мобильные движки. Предназначены для создания игр, в которые можно играть на мобильных устройствах. Такие движки специально оптимизированы под устройства с небольшой мощностью и чаще всего просты в использовании.
- Кроссплатформенные движки. Эти движки создают игры, в которые можно играть на разных платформах.
Игровые движки также можно разделить по использованным для них программам:
- Специальное ПО — помогает собрать игру посредством удобного и понятного интерфейса.
- Фреймворк — набор функций, которые нужно объединять самостоятельно, но при этом с возможностью отслеживать процессы.
При этом движки отличаются по типам лицензии:
- Платные — доступ по подписке или после разовой оплаты.
- Бесплатные — использование таких движков не требует оплаты, но создателям придется отчислять процент от реализуемых на них игр.
- С открытым исходным кодом — можно использовать без ограничений.
Список современных движков и игр, созданных с помощью них:
- Unity — Sunless Sea, Firewatch, Monument Valley;
- Unreal Engine 4 — Final Fantasy VII Remake, Borderlands 3, Fortnite, Abzû, Observer;
- CryEngine 3 — Crysis, Hunt: Showdown, Kingdom Come: Deliverance;
- Source, Source 2 — Artifact, Counter-Strike 2, Dota 2, Dota Underlords;
- Creation Engine — The Elder Scrolls V: Skyrim, Fallout 4, Fallout 76;
- Godot — Kivano Game, Bytten Studio, Chasing Carrots;
- Cocos2D — AFK Arena и Clash of Kings;
- Game Maker Studio 2 — Chicory: A Colorful Tale, Katana Zero, Toodee and Topdee; и другие.
Самыми популярными и продвинутыми движками в индустрии считают Unity, Unreal Engine, CryEngine, RPG Maker, Godot Engine.
Факт
В 2022 году появились опасения, что доступ отечественных разработчиков игр к зарубежным движкам Unity и Unreal Engine может быть ограничен из-за санкций. Поэтому холдинг VK запустил разработку первого российского игрового движка, которому дали название Nau Engine. В сентябре 2022 года стало известно, что на его разработку VK запросил у Минцифры субсидию 3 млрд рублей.
Пример упоминания на «Секрете»
«Как обычно появляются игровые движки? Кто-то делает игру и пишет под себя 3D-движок, а потом начинает его перепродавать. Так вышло, например, у Epic Games c Unreal Engine. Но есть большая разница — внутренняя разработка для команды и продукт наружу, который будут использовать другие разработчики».
(Разработчик Денис Шергин — в статье о том, как Unigine из Томска зарабатывает на виртуальной реальности.)
Статью проверил:
Евгений Абумов, преподаватель GeekBrains