Что такое галапагосский синдром. Объясняем простыми словами
Проще говоря, это современная технологическая иллюстрация теории эволюции в условиях оторванности от мира.
Натуралист Чарльз Дарвин создал её после изучения птиц, которые обитали на Галапагосских островах. Он заметил, что местные вьюрки имели другую форму клюва, отличную от материковых. Учёный решил, что птицы имели общего предка, но изменились в соответствии с островом, на котором оказались, — эволюционировали для экологических ниш.
В современном мире развитие товаров с ориентацией на местный рынок делает их подходящими для региональной ниши. Но эти товары перестают интересовать глобальных пользователей из-за разницы в стандартах и особенностях технологической эволюции. Даже если региональная спецификация изначально более совершенная.
Пример употребления
«Галапагосский синдром помогает объяснить, почему Toyota потребовалось так много времени, чтобы признать, что будущее за электромобилями, а не за гибридами. Инноваторы часто оказываются застигнутыми врасплох следующим поворотом рынка».
(Автор книги «Японизация: чему мир может научиться на примере потерянных десятилетий Японии» Уильям Песек — о перспективах японского автомобилестроения.)
История
Впервые про галапагосский синдром заговорили применительно к Японии. Эта страна долгое время считалась лидером технологического прогресса. И наиболее наглядно это лидерство проявлялось в сфере телекоммуникаций и мобильных устройств.
Первая в мире сеть мобильной связи 1G появилась в Японии ещё в 1979 году. Мобильный интернет — в 1999 году, а первая сеть 3G — в 2001 году. Сотовые телефоны также совершенствовались быстрее, чем в остальном мире. Первый телефон с камерой в Японии начали продавать ещё в 2000 году.
К 2007 году, когда в мире появился первый iPhone, кнопочные телефоны-раскладушки японских жителей уже позволяли им спокойно проводить бесконтактные платежи, серфить в интернете, смотреть телевизор, а также обладали рядом других функций.
Проблема, которая стала заметной только много лет спустя, была в крайней замкнутости островного населения — все эти полезные функции и технологические решения развивались для собственного рынка, по стандартам страны. В других странах пользоваться ими было практически невозможно.
Изначально это работало на местных производителей — так они отсекали иностранных конкурентов. Но когда внутренний рынок страны полностью насытился, оказалось, что во всём мире уже вовсю пользуются плоскими смартфонами с сенсорными экранами.
Постепенно многие японцы сами перешли на обычные смартфоны, а свои кнопочные раскладушки начали называть «гаракеями». Это слово произошло от сочетания Galapagos (галапагосский) и karei (мобильный телефон).
Со временем проблемы галапагосского синдрома выявились и в других отраслях страны — в секторе финансовых услуг, автомобилестроении, IT и т. д.
Факт
Появление галапагосского синдрома часто объясняют особенностями развития островного государства. Но его признаки появляются и в других странах. Например, часть исследователей считает, что от этого синдрома страдает автомобильная индустрия США, которая развивалась в отрыве от всего мира.
Статью проверила:
Юлиана Соловьёва, к. э. н., доцент кафедры национальной экономики экономического факультета РУДН