secretmag.ru
Энциклопедия2 мин.

Что такое фича. Объясняем простыми словами

Фича — дополнительная функция или особенность продукта.

Изначально фичами называли необычные функции в компьютерных программах и играх, потом так стали говорить и про гаджеты, и про технику («Мой чайник светится, когда я его включаю, а у твоего есть такая фича?»).

В языке бизнеса и маркетинга слово «фича» практически приобрело статус термина. Различают несколько видов фич. Например:

  • базовая фича: основная функция продукта, утратив которую пользователь расстроится и перестанет им пользоваться. Например, базовая фича мессенджера — пересылать сообщение.
  • вау-фича: то, чего пользователь не ждёт, но такая функция может покорить его и сделать фанатом продукта. Примеры: пульт от телевизора, автоматическое отключение утюга, фронтальная камера. Вау-фича быстро теряет свою уникальность, потому что её сразу же начинают внедрять конкуренты.
  • киллер-фича — уникальная особенность продукта, которая значительно выделяет его среди конкурентов.

Пример употребления на «Секрете»

«Ещё вьетнамцы очень любят смотреть онлайн корейские сериалы. И такая простая фича, как возможность свернуть окно браузера и продолжить смотреть видео в фоновом режиме, им очень понравилась. Те инструменты, к которым мы уже привыкли, здесь ещё просто никем не созданы. Мы там как будто люди из будущего».

(Соосновательница компании СосСос Кристина Мелентьева — о том, как её компания потеснила Google во Вьетнаме.)

Нюансы

Предприниматели, развивая свой бизнес, постоянно находятся в поиске новых фич. Но не всегда просто понять, какая функция окажется полезной, а какая навредит. Для этого существует feature/product fit — процедура оценки потенциальной пользы от новой фичи. Иногда правильное решение — отказаться от лишних функций: например, раньше во «ВКонтакте» у пользователей был рейтинг, а «Инстаграм» позволял организовывать путешествия и объединяться в группы. Оценив пользу этих функций, от них отказались.

Практика

Вы наверняка не раз слышали фразу «Это не баг, это фича». Она описывает ситуацию, когда ошибку пытаются представить как «это так задумано». На самом деле, многие прикольные фишки и функции и правда появлялись случайно, в результате ошибки, а потом становились популярными у пользователей. Например, такое часто случалось в компьютерных играх:

  • внушительный бюст Лары Крофт появился в результате ошибки оцифровки модели героини;
  • блоки с несколькими монетками в Super Mario тоже появились случайно, но разработчикам понравилась идея;
  • комбо в Street Fighter тоже не планировалось, но так понравилось пользователям, что стало неотъемлемой частью файтингов вообще;
  • крипер в Minecraft появился из-за ошибки в коде: разработчик хотел добавить свинью, но перепутал длину и высоту.

Статью проверила:

Анна Тенигина, digital-маркетолог «Сберсервиса»