secretmag.ru
Энциклопедия2 мин.

Что такое экосистема. Объясняем простыми словами

Экосистема — набор сервисов, объединённых вокруг одной компании. Большие компании строят экосистемы, чтобы продавать клиентам как можно больше товаров и услуг.

Например, Сбербанк объединил множество разных компаний, создав бесшовную среду: это и созданные с нуля сервисы «Сбера» («Сберзвук», «Сбердиск»), и уже известные компании («Ситимобил», «Кухня на районе»). Более ста сервисов и приложений охватывают разнообразные потребности клиента: заказать еду, вызвать такси, посмотреть кино, найти работу, отправить посылку и т. д. Сервисы доступны по общей подписке «Сберпрайм».

Экосистемы строят и другие российские компании: «Тинькофф», МТС, «Яндекс».

Российской отличительной чертой стали банковские экосистемы. За рубежом же их строят в основном технологические компании вроде Apple, Amazon Google, Alibaba и т. д.

Преимущества для пользователей экосистем: удобство работы с единой платформой, единый клиентский ID, нет необходимости всё время вводить логин и пароль. Помимо этого, имеется и централизованная поддержка клиентов. Плюс для клиента внутри экосистемы более привлекательные условия, чем при использовании отдельных сервисов.

Имея экосистему, компании привлекают больше клиентов, растут, захватывают новые рынки.

Пример употребления на «Секрете»

«Бренд России сейчас, может, не на самом высоком уровне в мире (по разным политическим причинам), но экспортный потенциал у российских экосистем огромный».

(Профессор Стэнфордского университета Илья Стребулаев — в интервью.)

Происхождение термина

В названии легко угадывается аналогия с устройством биосферы: предполагается, что компания так же должна адаптироваться к постоянно меняющимся условиям бизнес-среды. Основоположником экологического подхода к бизнес-системам считается Джеймс Мур: в своей книге «Смерть конкуренции» (1996 г.) он приходит к выводу, что в современном мире кооперация становится так же важна, как конкуренция.

Нюансы

Экосистема имеет модульную структуру, которая позволяет легко комбинировать и включать в неё новые элементы. Функция основной компании — следить, чтобы использование экосистемы было экономически выгодно для всех её участников. Потребитель получает более привлекательные условия пользования продуктом на единой платформе, компании — расширение клиентской базы и обмен информацией.

Экосистема как модель управления бизнесом удобна в сферах, где присутствует много участников с разнообразными интересами, рынок быстро меняется и пути его развития трудно предсказать. Гибкость и адаптивность, широкий круг возможностей позволяют эффективно действовать в таких условиях.

Критика

Опасность экосистем кроется в монополизации рынка крупными компаниями. Крупные компании, объединяющие множество сервисов, получают главное конкурентное преимущество — большое количество данных о клиенте. Предлагаемый выход — сделать профиль клиента открытым и позволить перемещать его из одной экосистемы в другую. Также власти обсуждают запреты и лимиты для экосистем на крупные покупки.

Статью проверила:

Мария Ермилова, доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова