Что такое должная осмотрительность. Объясняем простыми словами
Проще говоря, проявление должной осмотрительности — это когда компания или ИП проверяет своих контрагентов прежде, чем заключить с ними сделку. Или перед тем, как подписать договор с партнёром, поставщиком или клиентом.
Уделяя внимание такой проверке, предприниматели снижают вероятность судебной тяжбы с ФНС из-за претензий в связях с сомнительными исполнителями.
Пример употребления на «Секрете»
«Я не понимаю, почему предприниматели не проявляют должную осмотрительность при работе с контрагентами. Это чревато неудобными вопросами налоговой (в большом количестве), потерей времени (в большом количестве) и финансовыми потерями».
(Сооснователь онлайн-сервиса для предпринимателей «Кнопка» Евгений Кобзев — об ошибках начинающих бизнесменов.)
Нюансы
В законах такого термина нет, но это не мешает ему повсеместно встречаться на практике. Формулировка «Должная осмотрительность» впервые появилась в постановлении Верховного суда в 2006 году и с тех пор регулярно всплывает в спорах между налоговиками и представителями бизнеса по поводу доначисленных налогов.
Компаниям и ИП приходится быть очень внимательными к контрагентам. Это их обязанность. В ст. 10 Гражданского кодекса есть прямое указание на это: «Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются». В то же время Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» гласит: «Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни».
Даже самая ответственная компания, которая работает строго по закону и исправно платит налоги, может столкнуться с претензиями со стороны налоговой инспекции, если свяжется с недобросовестным контрагентом. Чтобы этого избежать, нужно убедиться, что это не фирма-однодневка и не формальное юрлицо, а реальное предприятие, которое действительно исполняет свои особенности и обладает всеми необходимыми ресурсами для выполнения договора.
Если действовать «без должной осмотрительности и осторожности», такое сотрудничество может обернуться отказом в вычетах, отменой льгот, доначислением налогов, штрафами, пенями и т. д. Так государство борется с незаконными налоговыми схемами. Даже если компания действительно не знала о том, что контрагент — подозрительный для налоговой, это не влияет на решение суда. Незнание не освобождает от ответственности.
Избежать санкций и обвинений в получении необоснованной налоговой выгоды удастся, если компания докажет, что сама в схеме не участвовала и со своей стороны сделала всё возможное, чтобы убедиться в добросовестности контрагента.
Признаки подозрительного контрагента
Налогоплательщику, решившему сотрудничать с очередным контрагентом, следует проверить его на легитимность, реальность осуществляемой деятельности и надёжность. В письме от 12 мая 2017 года ФНС указала, что для подтверждения своей осмотрительности необходимо проверить и задокументировать как можно больше информации о партнёре, в том числе:
- данные о регистрации и история изменений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
- настоящий юридический адрес, который не относится к местам массовой регистрации;
- сведения о фактическом местонахождении складских, производственных, торговых и других площадей;
- отчёт о финансовой деятельности за последние три года;
- связи с лицами, которые имеют отношение к компании, прежде всего собственников и руководителей.
Вот примерный список того, что должно насторожить:
- отсутствие государственной регистрации или регистрация по утерянному паспорту на недееспособное лицо;
- отсутствие необходимых для ведения соответствующей деятельности разрешений, действующего расчётного счета;
- отсутствие данных о регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- недавняя дата регистрации фирмы;
- юридический адрес компании — адрес массовой регистрации;
- фактическое нахождение не совпадает с юридическим адресом;
- отсутствие информации о том, где расположен офис компании, её склады, точки продаж, производственные помещения, оборудование, транспорт, персонал;
- сдача нулевой отчётности или её непредставление;
- подписание документов по сделке не уполномоченным на то лицом;
- отсутствие расходов, характерных для ведения деятельности, персонала или основных средств;
- в руководстве контрагента дисквалифицированные лица;
- директор контрагента руководит более чем пятью юрлицами;
- участники контрагента участвуют более чем в десяти юрлицах;
- негативная информация в СМИ;
- есть долги по налогам;
- коды ОКВЭД компании не совпадают с тем, чем она по факту занимается;
- плохая судебная история: с компанией регулярно судятся партнёры из-за того, что она не выполняет свои обязательства;
- у контрагента нет ресурсов, чтобы выполнить обязательства по договору;
- отсутствие собственного сайта и рекламы в СМИ;
- сделку обсуждали и заключали без участия руководства поставщика и покупателя.
Минимальный пакет документов, который нужно получить у контрагента, должен выглядеть так:
- выписка из ЕГРЮЛ;
- устав;
- копия ИНН;
- документ, подтверждающий полномочия лица, подписывающего документы.
Эти данные нужно будет сверить с информацией из открытых источников.
В зависимости от ситуации могут понадобиться:
- сведения о выданных лицензиях, членстве в саморегулируемых организациях и среднесписочной численности;
- бухгалтерская отчётность с отметкой налоговой инспекции;
- информация о наличии других ресурсов (оборудования, производственных мощностей, транспорта и т. д.) для выполнения сделки.
Все получаемые о контрагенте данные лучше хранить в форме отдельных документов (оригиналов, копий, распечаток с сайтов, скриншотов страниц онлайн-ресурсов, фотографий, электронных писем, рекламной продукции, аудио- и видеозаписей), подшивая их в дело (досье).
Проверить контрагента можно самостоятельно в открытых источниках или с помощью специальных сервисов.
Статью проверила:
Камила Султанова, руководитель практики налогового консультирования и споров коллегии адвокатов «Адвокат премиум»