Что такое Business Model Canvas. Объясняем простыми словами
Чтобы составить Business Model Canvas, лист делят на девять частей. Каждая из них отражает один из бизнес-процессов:
- потребительские сегменты;
- ценностные предложения;
- каналы сбыта;
- отношения с клиентами;
- потоки доходов;
- ключевые ресурсы;
- ключевые виды деятельности;
- ключевые партнёры;
- структура издержек.
У этого инструмента два ключевых правила: бизнес-модель должна быть простой и одновременно способной целостно описать всю систему взаимосвязанных бизнес-процессов.
Например, для стримингового сервиса Netflix бизнес-модель Canvas будет выглядеть так. Целевая аудитория — любители кино. Ценностное предложение — развлекательный контент в любой момент по требованию. Сервис должен быть доступен на любом устройстве (это в пункт «Каналы сбыта»). Ключевые партнёры сервиса — продюсеры и компании кабельного вещания, а главные издержки — это производство и лицензирование контента. И т. д.
Сейчас метод Canvas — один из самых популярных примеров построения бизнес-моделей. Он подходит как для поиска новых бизнес-моделей, так и для изменения старых. Business Model Canvas применяют и стартапы, и такие гиганты, как IBM, Ericsson, Deloitte.
Примеры употребления на «Секрете»
_«В качестве инструмента бизнес-планирования мы используем Business Model Canvas, которую изобрёл Алекс Остервальдер. Всего за 4 часа увлекательной работы вы получите план, учитывающий все стороны бизнеса, и сможете его менять в процессе работы». _
(СEO Ingenius Systems Сергей Пономаренко — о тормозах для предпринимательства и способах нажать на газ.)
История
Business Model Canvas описали в 2010 году швейцарский теоретик бизнеса Александр Остервальдер и профессор из США Ив Пинье в книге «Построение бизнес-моделей». Business Model Canvas переводится как «канва (шаблон) бизнес-модели». Его можно загрузить на сайте Остервальдера. Нюансы
Многие традиционные бизнес-модели содержат аналогичные или похожие элементы — инновационность инструмента заключается не в его элементах, а скорее в подходе к разработке или изменению бизнес-модели, объясняет доцент ВШМ СПбГУ, управляющий директор IPERF Татьяна Самсонова.
«Он делает процесс простым, быстрым, итерационным и, в отличие от других подходов, наглядным, — говорит Татьяна. — Вопросы каждого из элементов BMC сформулированы таким образом, что позволяют быстро находить ключевые факторы и показатели, влияющие на бизнес. Вся бизнес-модель представлена кратко на одном листе. Более того, модель Остервальдера даёт возможность чётко сформулировать и донести до всех в организации, каким образом бизнес-модель может обеспечить конкурентное преимущество».
При этом нужно помнить: Business Model Canvas — это важный, но не единственный подход для создания алгоритма, позволяющего добиваться успеха в бизнесе. Чтобы получить больший эффект, этот инструмент нужно комбинировать с другими, предупреждает Самсонова.
Статью проверила:
Мария Кислова, директор российского офиса GoStudent.