secretmag.ru
Энциклопедия25 мин.

Что такое буллинг, как его выявить и остановить. Объясняем простыми словами

Буллинг (от англ. bullying — «запугивание», схоже с русским «быкование»), или травля — это агрессивное преследование и издевательство над одним со стороны другого или многих, причём жертва оказывается в неравных условиях и практически неспособна защитить себя от нападок. Последние могут проявляться как в физической, так и в психологической форме. В буллинге принимают участие не только сами агрессоры, но и остающиеся пассивными и безмолвными свидетели.

Проще говоря, буллинг — это «травля», когда на одного и того же человека направлена постоянная и повторяющаяся агрессия. Чаще всего про буллинг или травлю говорят в контексте школ, поскольку это явление довольно типично для подростковых и детских коллективов. Однако травить могут и взрослых, и даже знаменитостей, причём в последнее время всё чаще для этого используется интернет.

Буллинг не всегда требует толпы, достаточно неравенства сил и социального положения, чтобы жертва оказалась в заведомо уязвимом положении и не могла постоять за себя. Например, если речь идёт об агрессивных нападках на подчинённого со стороны начальника, можно говорить о такой разновидности буллинга как моббинг.

Буллинг в школе

Согласно исследованию ВШЭ, 35% школьников со всего мира так или иначе вовлечены в буллинг, 15% — в киберагрессию. В России дела обстоят даже более печально: по заявлению бывшей уполномоченной по правам детей в РФ Анны Кузнецовой, 55% детей в российских учебных заведениях подвергались травле. 39% из них предпочли умолчать о случившемся.

«То есть основная беда травли — это её латентность, когда взрослым не хватает времени, может быть, профессионализма или желания увидеть, что ребёнок страдает. Это может обернуться большой бедой», — сказала детский омбудсмен.

Травля в подростковом коллективе выражается не только в формах физического насилия — драках, порче вещей и т. п., но носит и психологический характер, оказывая моральное давление на ребёнка, заметила психолог Лилия Шувалова. Это могут быть регулярные оскорбления, бойкотирование, травля в мессенджерах и социальных сетях.

Кибербуллинг: в чём его особенности

Кибербуллинг — это то же запугивание и травля, но уже с помощью цифровых технологий. Для этого используют мессенджеры и социальные сети, в которых сейчас присутствуют большинство подростков.

Кибербуллинг может проявляться так:

  • угрозы и оскорбления в «личку» жертве травли;
  • создание тематических сообществ, целью которых становится сбор информации и публикация оскорбительных постов, слухов и недостоверных сведений, призывов присоединяться к буллингу и «наказывать» жертву;
  • публикация личных переписок или непристойных фотографий жертвы (настоящих или сфабрикованных) с целью опозорить её;
  • заведение фейковых аккаунтов от лица жертвы и отправка провокационных сообщений от её имени.

Очень важно понимать, что мир изменяется весьма динамичным образом, меняются приоритеты и места взаимодействия. Социальные медиа — это очень важные площадки для ребёнка, поэтому травля в цифровом мире может быть гораздо болезненней, чем в реальности.

Лилия Шувалова
член Федерации психологов образования России

В каком возрасте чаще страдают от буллинга

Буллинг может начаться в любом возрасте, однако под ударом прежде всего ученики средних и старших классов, у которых уже началось половое созревание и кризис подросткового возраста, а бушующие гормоны периодически начинают отключать мозги. Но это не правило!

Сейчас возраст буллинга наступает раньше, уже с начальных классов школы. Я с этим уже непосредственно сталкиваюсь, когда в начальной школе родители приходят и спрашивают, что с этим делать. Но чаще всего буллинг в коллективах встречается, конечно, уже после 10–12 лет, в подростковом возрасте.

Кира Гольдштейн
психолог «Онлайн-школы №1»

Психологи Александра Шульски и Лилия Шувалова объяснили, что до средней школы буллинг в коллективе чаще происходит с подачи родителей или учителей, которые транслируют детям свои предубеждения.

А вот у подростков он расцветает в полную силу. Это связано с кризисом подросткового возраста, когда появляются силы и желания почти взрослого человека, но при этом ещё детская психика, и всё это на фоне мощной гормональной перестройки. Многие психические расстройства дебютируют именно в это время.

Кроме того, в младшем школьном возрасте контроля со стороны родителей и учителей зачастую больше, поэтому все попытки физических форм насилия максимально пресекаются. А в более старшем возрасте из физических форм буллинга — драк, порчи вещей — буллинг может переместиться в цифровую среду — социальные сети и мессенджеры, где практически нет контроля со стороны взрослых.

И вроде бы, на первый взгляд, ребёнку не наносится никаких увечий, но грязными комментариями, «слитыми» переписками, изгнанием из групповых чатов пребывание ребёнка в детском коллективе достаточно серьёзно омрачается, уничтожая его формирующуюся самооценку, статус и репутацию.

Лилия Шувалова
член Федерации психологов образования России

Причины буллинга

Буллинг в дошкольных коллективах и начальной школе встречается реже, чем в средней и старшей школе, однако не так уж исключителен.

Нередко буллинг начинается с подачи взрослых, когда за каким-то ребёнком подмечается формальное нарушение правил, будь то опоздание, ненадлежащий внешний вид или неудачи в учёбе. Слушая критику взрослых, другие дети подхватывают этот посыл и начинают уже на горизонтальном уровне «учить» выделяющегося товарища.

Удивительно, но часто именно с подачи учителей может запуститься процесс буллинга того или иного ребёнка. Например, у ребёнка может быть СДВГ или другая невыявленная особенность, и учитель постоянно комментирует его «неудобность» перед всем классом, чем запускает процесс.

Александра Шульски
практикующий психолог-консультант в сфере родительства, детский психолог

При этом инициаторы буллинга искренне считают, что таким образом наводят порядок и устанавливают дисциплину, а жертва может верить, что её наказывают за нечто реальное, а не вымышленный предлог. Именно поэтому пострадавшие от буллинга дети редко обращаются за помощью к взрослым — боятся, что и те начнут их отчитывать за «проступки», и не понимают, чем им могут помочь родители или учителя в случае конфликта с ровесниками.

Однако молчание в качестве самозащиты сослужит недобрую службу: убедившись в безнаказанности, агрессоры делают издевательства систематическими. А другие дети, глядя на них, боятся возразить, опасаясь попасть на место жертвы.

В средней школе дети уже меньше оглядываются на взрослых и справляются с тем, чтобы назначать «козла отпущения» самостоятельно. Формальным предлогом для того, чтобы начать запугивать жертву, может быть что угодно, что отличает ребёнка от коллектива и не нравится агрессору.

Причин может быть много, на самом деле. И, кстати, даже наоборот, их полное отсутствие. Как правило, выбирают неуверенного в себе человека, за счёт которого можно самоутвердиться. И здесь поводы могут быть самые разные: учится хорошо или плохо, не так одевается, не ту музыку слушает, вплоть до необычного имени или фамилии, внешности. Другими словами, это может быть любой человек, который не нравится тем, кто занимается буллингом.

Кира Гольдштейн
психолог «Онлайн-школы №1»

Чем буллинг отличается от обычных конфликтов и розыгрышей

Как уже было сказано выше, травля возможна, когда жертва и агрессор находятся в явно неравных позициях. То есть агрессор пользуется вседозволенностью, которую даёт ему поддержка коллектива, защита родителей, лучшие физические и материальные возможности, а жертва не может ему противопоставить ничего, что могло бы остановить буллинг.

Конфликт же подразумевает, что у него есть две стороны, действующие плюс-минус на равных. При этом обе стороны ответственны за раздувание этого конфликта и его же прекращение.

Буллинг — это уже запущенный процесс, который начался давно, и тут надо разбираться более детально в ситуации. А конфликты бывают у всех. Детей надо учить конфликтовать грамотно. Можно это делать самостоятельно, на своём примере. Можно совместно посмотреть информацию в интернете на эту тему. На данный момент есть много секций допобразования, направленных на саморазвитие и даже самозащиту. Для решения конфликтов в школе создана служба медиации, она должна быть в любом учебном заведении. Родителям необходимо выстроить с ребёнком доверительные отношения, чтобы при любой проблеме он мог к вам обратиться.

Александра Шульски
практикующий психолог-консультант в сфере родительства, детский психолог

Не стоит вестись и на заверения детей, что всё происходящее — не более чем безобидная шутка или розыгрыш. Если жертва розыгрыша — в слезах и синяках, как минимум стоит провести профилактическую причину о границах смешного и страшного и разъяснить детям, что целью розыгрыша должно быть общее веселье, а не веселье одних за счёт страха, унижения и боли других.

Учить ребёнка правильно реагировать на школьные конфликты, отличать лёгкие шутки от агрессивных нападок должны родители, причём этим важно заниматься с детства. Объяснять правила общения, рассказывать, как правильно знакомиться, как общаться. Сейчас я сталкиваюсь с тем, что дети часто не знают, как начать обычный разговор, не то чтобы решать конфликты. Родители — это первые люди, которые должны об этом рассказывать.

Кира Гольдштейн
психолог «Онлайн-школы №1»

Кто может стать жертвой буллинга

Чаще всего школьному буллингу подвергаются:

  • двоечники;
  • круглые отличники;
  • любимчики учителей;
  • новенькие в классе;
  • физически слабые дети;
  • дети, гиперопекаемые родителями;
  • дети из неблагополучных семей, с агрессивным отцом/матерью;
  • ябеды;
  • дети учителей;
  • страдающие заболеваниями (близорукость, астма, аллергия, СДВГ, отсталость в развитии, проблемы с передвижением, аутизм, ДЦП и прочее);
  • не могущие себе позволить современные гаджеты и брендовую одежду, из бедных семей;
  • вундеркинды;
  • дети с нетривиальным, отличающимся от стандартного, мировоззрением («белые вороны»);
  • представители меньшинств.

Жертвами школьной травли, впрочем, могут стать даже учителя. В этом случае агрессия чаще всего проявляется через саботаж уроков, насмешки, обидные надписи и «перемывание костей» в интернете.

Жертвой буллинга может стать любой человек, вне зависимости от своего интеллекта, внешнего вида и успешности. Не стоит полагать, что спортсмен или отличник вне зоны риска, так как если большая часть коллектива менее успешна, то это неравенство может привести к травле.

Лилия Шувалова
член Федерации психологов образования России

Чаще всего жертв объединяет уязвимость перед такой формой агрессии. Это чувствительные люди, которые демонстрируют свою «слабость» (страх, обиду, злость, гиперреакцию) и тем самым дают понять обидчикам, что их издевательства возымели своё действие. Это распаляет агрессора и рождает у него чувство превосходства, самоутверждения.

Запустить механизм травли может любой предлог, любая ошибка, промашка, которая выставит жертву в «слабом» свете.

Например, если ребёнок публично переживает из-за плохой оценки, если вопреки его желанию становится известно содержимое его личного дневника, если он обнаруживает невзаимную (или даже взаимную) симпатию к кому-то, если он плачет, если меняет привычный стиль, делает или говорит что-то, что привлекает общее внимание, попадается на видео в соцсетях в смешном или неприглядном виде.

По мнению педагога-психолога Людмилы Петрановской, причины травли надо искать не в особенности жертвы, а в особенностях коллектива. Если он сформирован дисфункционально, в нём будут происходить подобные процессы. И там, где в норме все бы посмеялись и забыли, буллеры начинают разворачивать травлю.

«Это иллюзия, что для роли козла отпущения надо быть каким-то особо ненормальным. <…> В общем и целом причина травли — не в особенностях жертвы, а в особенностях группы. Один и тот же ребёнок может быть изгоем в одной группе и своим в другой. Или перестать быть изгоем в той же самой группе за короткий срок, скажем, после смены классного руководителя».

В школах есть определённые протоколы, по которым психологи и классные руководители выделяют потенциально проблемных детей — жертв буллинга или их инициаторов. Однако мало их иметь — ими нужно ещё и пользоваться. Так что многое зависит от позиции учителей.

Дети не в одночасье попадают в группу риска, это редко процесс стремительный. Есть определённые списки детей, у которых могут происходить тяжёлые жизненные обстоятельства и другие события, влияющие на эмоциональный фон ребёнка. Подобные списки ведёт психолог и пополняет их исходя из информации от классных руководителей или других любых учителей, которые узнали о происходящем или заметили перемены в ученике. Главное — не быть равнодушным, профессионально выполнять свою работу и помнить, что в ситуации, где страдает ребёнок, всегда виновны взрослые.

Александра Шульски
практикующий психолог-консультант в сфере родительства, детский психолог

Как становятся инициатором буллинга

Если жертвой буллинга может стать кто угодно, то с тем, чтобы взять на себя роль агрессора, всё не так просто.

Агрессором может выступать как отпетый хулиган с родителями-алкоголиками, так и ребёнок из внешне благополучной семьи. Но всё же некоторые предпосылки, которые формируют характер «булли» и заставляют его искать самоутверждения за счёт слабых, обычно прослеживаются.

Психолог Кира Гольдштейн признаёт, что эти предпосылки могут быть самыми разными, и в каждом конкретном случае обстоятельства причудливо накладываются неповторимым образом.

Свою роль могут сыграть:

  • обстановка дома;
  • невнимание родителей, конфликты с ними;
  • проблемные родители (алкоголики, наркоманы, безработные);
  • конфликты с педагогами (нападки со стороны учителей);
  • подростковые кризисы;
  • трудности с учёбой или общением;
  • вредные привычки (курение, алкоголь);
  • плохая компания, которая диктует свои правила поведения.

Сейчас мы сталкиваемся с тем, что даже в обычных нормальных семьях дети могут заниматься буллингом. Например, были случаи, что у ребёнка всё есть, ходит на кружки, от учителей получает позитивную обратную связь, но он вдруг становится буллером. Начинаем выяснять и углубляемся в проблемы. И порой выясняется, что это влияние интернета, социальных сетей, где пропадают наши дети.

Кира Гольдштейн
психолог «Онлайн-школы №1»

Общее у буллеров одно — желание самоутвердиться за счёт более слабого. А вот чем вызвано это желание, приходится разбираться уже взрослым — родителям, учителям и психологам.

Причиной такого поведения может являться желание продемонстрировать свой авторитет и значимость, чтобы самоутвердиться за счёт более слабого члена коллектива. С другой стороны, сам буллер может быть жертвой регулярных истязаний в семье, как физических, так и моральных. В последнем случае это поведение является следствием попытки защитить свою психику и осуществить перенос всей накопившейся на обидчиков злости на того, кто точно не сможет дать сдачи.

Лилия Шувалова
член Федерации психологов образования России

Лилия Шувалова отметила, что иногда через агрессию ребёнок привлекает внимание к своей персоне, так как иных более приемлемых в обществе инструментов для привлечения внимания у него нет (например, грамот, достижений или хорошей успеваемости).

В любом случае и у жертв подросткового насилия, и у самих буллеров самооценка — это слабое звено личности, свидетельствующее о несформированности «внутреннего я».

Чем опасен буллинг

У последователей философии «закона джунглей» бытует мнение, что жизнь в человеческом коллективе не слишком отличается от законов существования звериной стаи. Ты либо хищник и ешь других, либо жертва — и едят тебя. При этом создаётся иллюзия, что выжившие за счёт других — победители, и что, если есть выбор, всегда нужно занимать сторону «сильного». То есть буллить других, чтобы не стать жертвой буллинга самому.

Однако буллинг — палка о двух концах. И пусть это поначалу не очевидно, бьёт она как по жертве, так и по зачинщику, и даже по свидетелям буллинга.

Для жертв

Самые тяжёлые последствия, конечно, у жертвы. Пережившие травлю надолго зарабатывают неуверенность в себе, чувство выученной беспомощности, недоверие к миру.

В запущенных случаях жертва буллинга может впасть в депрессию, заработать различные психосоматические и психические заболевания и даже попытаться наложить на себя руки.

Другая крайность — озлобленность и желание отомстить, которое может выразиться в асимметричном ответе обидчикам, превышении самообороны и даже нападении на место травли (школу, армейские части с дедовщиной, место работы и т. п.).

Для свидетелей

Свидетели, которые тоже получают опыт бессилия перед властью толпы, остаются с чувством стыда за своё малодушие и страх, неспособность защитить другого.

В случае если свидетелей вынуждают выражать поддержку агрессору, это может стать причиной ненависти к себе, саморазрушительных практик и самообвинения.

Для агрессоров

Что до агрессора, опыт превосходства над другими за счёт силы едва ли можно назвать положительным для формирования личности. Для того чтобы не потерять лицо, агрессоры отрезают для себя возможность проявления «слабости», к которой прежде всего относятся выражения чувств.

Как результат — агрессоры теряют контакт со своими чувствами и способность построить с кем-то близкие доверительные отношения, бывают склонны к деструктивным, асоциальным чертам личности, криминальным проявлениям.

Кроме того, школьные булли часто недооценивают тяжесть своих поступков, их влияние на окружающих и то, насколько «серьёзно» это воспринимает сама жертва.

Если даже им удаётся избежать отмщения в период конфликта, «обратка» может прилететь уже во взрослом возрасте. Ведь никто не гарантирует, что скромный ботаник, которого ты задирал все школьные годы чудесные, не окажется в один прекрасный момент твоим начальником. А он может быть совсем другого мнения насчёт оставшихся в прошлом детских «забав».

Что делать, если ваш ребёнок стал жертвой буллинга?

Ребёнок, которого травят в школе, как уже было сказано выше, может долго не признаваться в проблеме своим родителям. От этого проблема не становится меньше, поэтому важно вовремя разглядеть, что с вашим ребёнком что-то не так, и самостоятельно инициировать доверительный разговор.

Главное — быть «включённым» и терпеливым родителем в этот период, помнить, что это уже отдельная взрослеющая личность, которой нужно всё больше личного пространства.

Если ребёнок не хочет делиться тем, что происходит у него в жизни, то нужно отслеживать его поведение и то, что с ним происходит, насколько это вам доступно.

Если ваш «ёжик» ругается с вами, но при этом смеётся с другом по телефону через час, то, скорее всего, всё в порядке.

Если вдруг замыкается, при этом пропадают друзья или меняется круг общения — нужно внимательней присмотреться к тому, что происходит. Возможно, стоит наладить связь с классным руководителем, но так, чтобы это не испортило авторитет ребёнку.

Открыто выступать в поддержку нужно лишь в том случае, если ребёнок озвучил это, но предварительно нужно наладить открытый диалог со своим чадом.

Александра Шульски
практикующий психолог-консультант в сфере родительства, детский психолог

Внимательные родители могут заметить изменения в поведении своего ребёнка и его отношении к школе, даже когда синяков ещё нет, говорят психологи Лилия Шувалова и Кира Гольдштейн. Вот по каким признакам можно понять, что вашего ребёнка буллят в школе:

  • Первое, на что следует обратить внимание, — это с какими эмоциями ребёнок идёт в школу. Если он выглядит унылым, огорчённым и подавленным или расстраивается быстрее, чем обычно, это плохой знак.
  • Иногда дети стараются пропустить уроки, например, ссылаясь на боль в животе, головную боль или общее недомогание. Появление беспричинной, на первый взгляд, температуры, рвоты, ОРВИ, ангины и других соматических нарушений, которые проходят сразу же после того, как ребёнку разрешается остаться дома, могут говорить о том, что ребёнок симулирует, чтобы избежать неприятной ситуации. Если такие жалобы участились, то это верный сигнал, что что-то происходит в школе.
  • В ситуациях стресса могут появляться проблемы со сном — частые ночные кошмары, пробуждения среди ночи. Чрезмерная потливость, атопический дерматит, отсутствие аппетита или переедание также могут появляться как следствие повышения общего уровня тревожности у ребёнка.
  • Могут начаться невротические проявления (крутит волосы, грызёт ногти, грызёт ткань, выдёргивает ресницы, обдирает кожу, теребит в руках предметы, постоянно прислушивается к себе и своему состоянию и так далее).
  • Ребёнок замыкается в себе и не хочет обсуждать что-либо, особенно из школьной жизни. Начинает избегать школьных экскурсий и выездов, походов на дни рождения и другие мероприятия, где есть его одноклассники. Из общительного и жизнерадостного школьника превращается в домоседа и не проявляет желания общаться со сверстниками, у него теряется контакт с друзьями.
  • На фоне буллинга может снижаться успеваемость. Ребёнок может изъявить желание бросить любимое дело или спорт, чтобы соответствовать коллективу и не быть белой вороной в классе, не выглядеть столь успешно на фоне других, ошибочно полагая, что это решит проблему.

Если вы нашли один или несколько перечисленных признаков у ребёнка, но он не хочет признаваться вам, найдите возможность поднять этот вопрос разными путями.

Например, вы можете прочитать в новостях определённую ситуацию и использовать её в качестве начала разговора, спросив ребёнка:

«Что ты об этом думаешь?» или «Как ты думаешь, что нужно было сделать этому человеку?».

Это может помочь вам в разговоре перейти к таким вопросам как:

«А ты когда-нибудь сталкивался с подобным?» или «Ты когда-нибудь испытывал такое?».

Выяснив, что буллинг всё же имеет место, родителю предстоит предпринять ряд шагов и, возможно, принять непростые решения. Психологи в один голос советуют: прежде всего поставьте во главу угла благополучие вашего ребёнка. Покажите ему свою поддержку, пообещайте защиту и, что важно, выполните своё обещание.

При установленных случаях буллинга не стоит отводить ребёнка в школу, если он сам того не желает, особенно пока буллеры ещё не понесли наказания. Безнаказанность буллеров может ещё сильнее утвердить страх и тревожность в душе ребёнка, окончательно подорвав его чувство безопасности, доверие к миру и взрослым, которые должны были защищать его. Такая ситуация весьма часто может привести к возникновению неврозоподобных состояний и даже к неврозам.

Лилия Шувалова
член Федерации психологов образования России

Если вы, например, мать-одиночка и у вас подрастает сын, который не любит делиться с вами своими проблемами, то ему нужно создать образ отца. Можно отдать его на спорт / в клуб натуралистов/ на шахматы и т. п., где будет тренер/учитель мужчина, который будет для него авторитетом и примером. В сложных ситуациях ваш сын сможет обратиться к нему, и вы сможете найти у него мужской совет по воспитанию ребёнка.

Александра Шульски
практикующий психолог-консультант в сфере родительства, детский психолог

Формирование здоровой самооценки и собственного «я», внимание со стороны значимых для ребёнка взрослых позволяет минимизировать вероятность травли в детском коллективе. Чем более здоровая самооценка и хорошо усвоенные нормы поведения, тем выше уровень личностной культуры и меньше вероятность, что ребёнок станет жертвой буллинга или буллером, уверены психологи.

Однако помимо психологической поддержки может потребоваться поддержка действиями. Главное — не переводить проблему с уровня ребёнок — ребёнок на уровень взрослый — ребёнок.

Решать проблему насилия с помощью насилия, угрожать чужим детям и физически вступаться за своих — откровенно плохая идея.

Решать проблему буллинга стоит строго с администрацией школы и инспектором по делам несовершеннолетних, оформляя всё в виде официальных заявлений и документов под роспись.

Что делать, если ваш ребёнок стал свидетелями травли?

Если ваш ребёнок не участвует в буллинге как агрессор или жертва, но знает о происходящем в коллективе, у него может развиться травма свидетеля. Её выявить сложнее всего, но если вам становится известно о том, что в классе вашего ребёнка имеет место такая неприятная ситуация, обязательно поговорите с ним и выясните, как он сам относится к ней.

Если ребёнок невольно поддерживал травлю своим невмешательством или боялся выступить против, стоит поговорить с ним о том, как это самое невмешательство влияет на людей. Проговорите, что иногда защита слабого — это защита в том числе того, во что ты сам веришь, защита самого себя. И если бы больше людей не боялось дать отпор обидчику, ситуаций травли было бы значительно меньше.

Возможно, ваш ребёнок чувствует себя одиноко и не имеет в школе союзников. В этом случае он сам оказывается в объективно слабом положении и может стать следующей жертвой буллинга при неблагоприятных обстоятельствах. В этом случае стоит дать ему какие-то дополнительные опоры, чтобы он знал, что класс — это ещё не весь мир. Пусть находит друзей в кружках и секциях, в других детских коллективах.

Возможно, он сам изъявит желание сменить окружение — стоит прислушаться, если на него происходящее в школе оказывает подавляющее воздействие.

Что делать, если ваш ребёнок буллит других

Чтобы вовремя распознать проблемы с агрессией у ребёнка, необходимо находиться с ним в тёплом и близком контакте, утверждает Кира Гольдштейн. Дети не становятся агрессивными в один день.

Предпосылки этого начинаются задолго до яркого проявления агрессии. В чём они могут выражаться?

  • Ребёнок в мягкой форме что-то просит у родителей.
  • Если на его просьбы не реагируют, то он переходит к другой тактике, уже более агрессивной.
  • И на этом этапе его требования становятся жёстче и твёрже, что переходит уже в неприкрытую агрессию.

Психолог Лилия Шувалова добавляет, что детская агрессия может иметь различные формы проявления, как внешние, так и внутренние. В последнем случае речь об аутоагрессии, направленной на самого себя. Очень часто она сопровождается желанием портить и вредить всем и вся вокруг, невозможностью остановиться в драке и желанием решить все вопросы через силу, а не с помощью разговора.

Дети, склонные к агрессивным формам поведения, весьма часто гиперактивны и слабо усидчивы, склонны портить все элементы пространства вокруг себя, могут осознанно совершать порицаемые обществом поступки, чтобы на них обратили внимание.

Что делать, если вы осознали, что ребёнок ведёт себя агрессивно по отношению к другим детям? Во-первых, необходимо понять, почему он выбрал такую стратегию поведения, что является первопричиной. Например, если ребёнок стал зачинщиком буллинга из-за зависти к школьным успехам своих одноклассников, помогите ему в усвоении тех предметов, которые даются с трудом. Или если ребёнок завидует материальным возможностям жертвы, попробуйте разобраться в этом вопросе. Например, у жертвы есть современный плеер, а у вашего ребёнка нет, подумайте, действительно ли вы не можете подарить/купить эту модную «игрушку» или считаете, что она ему не нужна?

Кира Гольдштейн
психолог «Онлайн-школы №1»

Но если жестокость и агрессия становятся регулярными вне зависимости от ситуации, то, вероятнее всего:

  • у ребёнка внутри накопилось много злости, бунта, обиды, которая выплёскивается «не по адресу»;
  • у него оказался «сломанным» механизм, отвечающий за распознавание страданий другого человека — механизм сочувствия, сострадания.

В этих случаях необходимо разбираться, кто истинный адресат его злости и как получилось, что «агрегат» сострадания не заработал.

Кира Гольдштейн предложила такую схему действий по предотвращению превращения ребёнка в школьного агрессора:

  • Важно быть открытым и готовым выслушать своего ребёнка без осуждения. Попытайтесь понять его точку зрения и эмоции, которые лежат в основе такого поведения. Показывайте, что вы готовы поддерживать и помогать ему.

  • Установите правила и границы по поведению в семье, ясно объясните свои ожидания. Пусть ребёнок знает, что есть некоторые неприемлемые поступки и последствия такого поведения.

  • Обсуждайте последствия. Обсудите с ребёнком последствия и влияние его поведения на других людей. Помогите ему понять, как его действия повлияют на его друзей, семью или окружающих.

  • Поощряйте и поддерживайте положительное поведение. Поощряйте и похвалите ребёнка за положительные поступки и достижения. Поддерживайте его в развитии эмоциональной интеллектуальности и умениях управления стрессом.

  • Обратитесь за помощью к профессионалам. Если поведение вашего ребёнка остаётся проблемой или имеет серьёзные последствия, обратитесь за помощью к психологу, семейному консультанту или другому специалисту, который поможет разобраться в ситуации и предложить соответствующую поддержку и руководство.

Проблемы с агрессией часто могут быть связаны с неврологическими дефицитами, и в таких ситуациях требуется помощь невролога и психоневролога, а уже затем психолога и иных специалистов.

Лилия Шувалова
член Федерации психологов образования России

Какую роль в буллинге могут сыграть педагоги и другие взрослые

Часто взрослые считают, что влезать в детские разборки — делать только хуже. Такая позиция воспринимается агрессорами как попустительская, а у жертвы нередко подрывает доверие к старшему поколению и его авторитет.

Результатом может стать запущенная ситуация, когда заметённая под ковёр и игнорируемая родителями и учителями проблема взрывается как гнойник. И тогда оправдываться приходится уже взрослым, которые «не углядели, допустили, не вмешались».

На атмосферу в коллективе влияют многие факторы, но отследить, что что-то происходит, могут все взрослые, которые с ним взаимодействуют. Главное — не быть равнодушными и добросовестно выполнять свои обязанности.

Александра Шульски
практикующий психолог-консультант в сфере родительства, детский психолог

У школьных психологов есть определённый протокол, как держать это всё под контролем. В частности, регулярно должна проводиться диагностика на все риски. Если выявлены превышения показателей, то служебная записка на стол директору и телефонный звонок родителям для разработки дальнейшего плана действий.

Если, например, это суицидальные риски, то это уже не компетенция школьного психолога, он должен оповестить об этом выше контролирующий орган и направить родителей с ребёнком на консультацию к психиатру.

Чтобы определить, когда стоит вмешиваться, а когда нет, всё-таки потребуется вникнуть в проблему и разобраться в ней.

Психологи уверены, что взрослые, у которых априори больше собственного ресурса, выстроенных границ, опыта и понимания ситуации, могут довольно сильно повлиять на атмосферу в детском коллективе и на то, какую роль в нём будут играть их собственные дети. В том числе — научив справляться с проблемами личным примером или же приняв взрослое волевое решение взять на себя часть связанных с буллингом трудностей.

Именно значимые взрослые — сначала родители внутри семьи, а затем уже и педагоги в школе организуют безопасное пространство для детей и учеников. Строгая политика в отношении пресечения всех форм буллинга и регулярная воспитательная работа позволяют минимизировать риски проявления такого поведения.

Лилия Шувалова
член Федерации психологов образования России

Стоит ли переводиться в другую школу из-за буллинга

Не всегда перевод в другую школу способен решить проблему. Бывают ситуации, когда это сделать вовсе невозможно (например, если это маленький городок или село, где всего одна школа, а другая — за много километров отсюда).

Кроме того, если у ребёнка уже есть травматический опыт, чувство выученной беспомощности, явная «забитость», то он может попасть на позицию жертвы уже в новом коллективе. «Новенькие» нередко становятся объектами пристального внимания буллеров.

Однако, если ситуацию с буллингом в вашей школе решить не удаётся и она уже принимает опасный оборот, родителям всё же стоит принять такое непростое решение. Возможно, ради блага своего ребёнка стоит рассмотреть вариант с переездом поближе к другой школе или временный перевод его на заочное или домашнее обучение.

Главное — не оставлять его один на один с проблемой, которая в любой момент может обостриться.

Иногда для сохранения здоровой психики ребёнка всё-таки лучше поменять учебное заведение. Ведь сегодня это гадкие сообщения в мессенджере и нарочно испачканная рубашка, а завтра может быть уже драка с проломленным черепом и инвалидностью на всю жизнь.

Лилия Шувалова
член Федерации психологов образования России

Можно ли бороться с буллингом при помощи закона

Привлекать правоохранителей к вопросу буллинга стоит, если издевательства уже вышли за рамки УК РФ — то есть имеют место побои, порча имущества, оскорбление, клевета.

Однако в случае со школьным буллингом дело осложняется тем, что жертвы и/или инициаторы буллинга чаще всего несовершеннолетние. До 16 лет их нельзя привлечь даже к административной ответственности. Ответственность уголовная наступает раньше, с 14 лет, но только в случае тяжких преступлений: убийства, изнасилования, похищение человека, причинение средних и тяжких телесных повреждений.

Но тут в дело вступают внутренние правила учебных заведений — устав и распорядок. За нарушение этих правил к ученику могут применить дисциплинарные меры: замечание, выговор и отчисление. Однако и из этого правила есть исключения: к дошкольникам, ученикам начальных классов и ученикам с ограничением по здоровью (в том числе задержкой психического развития) даже такие меры применять нельзя.

Если же имел место материальный ущерб (разбили телефон, порвали одежду и т. п.), то по закону за несовершеннолетнего его возмещают его родители или опекуны. Но если ущерб был причинён, когда ребёнок находился в школе, то есть под надзором образовательного учреждения, то именно школа несёт за него ответственность.

Обычно в этих случаях, впрочем, школа всё-таки призывает к ответу родителей, а те идут на компромисс, чтобы избежать более неприятных последствий в виде исключения. Кроме того, учителя не горят желанием нести ответственность за чужих детей, поэтому будут делать всё, чтобы доказать свою невиновность.

Если родители не готовы идти на открытый конфликт, чаще проще уступить. Поэтому бороться с буллингом в рамках закона довольно сложно.

Буллинг в искусстве

Тема травли в детских коллективах так или иначе затрагивала многих. Неудивительно, что к ней нередко обращались писатели и сценаристы.

В СССР тема школьной травли была довольно табуированной, так как не укладывалась в светлый образ советской школы. Однако кое-где и ей разрешили пробиться на свет. Все типичные черты буллинга узнаются и в книге (1927) и одноимённом фильме (1966) «Республика ШКИД», и в фильме «Чучело» (1983), где роль девочки-изгоя сыграла юная Кристина Орбакайте.

Один из самых культовых романов Уильяма Голдинга «Повелитель мух» (1954) рассматривает эволюцию детского коллектива, оказавшегося без взрослых на необитаемом острове. От сотрудничества и кооперации дети довольно быстро перешли к делению на группы, самоутверждению сильных за счёт слабых и в конце концов — коллективной травле отличающихся, которая закончилась трагедией.

«Проучил» школьных агрессоров с помощью сверхъестественных сил своей героини знаменитый американский фантаст и «мастер ужаса» Стивен Кинг. В его книге «Кэрри» (1974), по которой снято несколько экранизаций, девочка со способностями к телекинезу устраивает кровавую расправу над обидчиками после многих месяцев издевательств.

Одна из последних громких работ на эту тему — американский телесериал «13 причин почему» (2017). Центровым сюжетом становится самоубийство девочки-подростка, которое она объясняет в нескольких аудиокассетах, раскрывающих неприглядную изнанку школьного коллектива.