Что такое беспилотник. Объясняем простыми словами
Проще говоря, беспилотник — это устройство, которое движется с какой-то целью без пилота (водителя) внутри.
Какими бывают беспилотники. Типы
Беспилотники бывают самых разных видов, функций и назначений:
- летающие беспилотники — авиационные (БПЛА);
- наземные-сухопутные беспилотники (БНТС);
- морские-подводные беспилотники (БПА).
Кроме того, беспилотники делятся:
- на гражданские и военные;
- любительские-простецкие и навороченные-профессиональные, технически очень сложные.
В зависимости от типа и модификации беспилотники могут управляться дистанционно специально обученным оператором или двигаться в частично или полностью автоматизированном режиме.
Беспилотники также могут быть обвешаны различными датчиками, дополнительными устройствами (вплоть до боекомплекта) и камерами, которые в режиме реального времени транслируют оператору картинку с места событий, становясь его глазами на местности. Или записывают данные.
Сегодня слово «беспилотник» чаще всего используют в контексте авиации, сужая это понятие до беспилотных летательных аппаратов. Что такое БПЛА, мы подробно рассказали здесь. Сейчас речь пойдёт о других видах беспилотников.
Наземные беспилотники (БНТС)
Сухопутные беспилотники применяют очень активно и в самых различных сферах жизни. Если говорить о мегаполисах, то уже пару лет наземные беспилотные роботы доставляют различные грузы и заказы клиентам в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других городах, а в некоторых фирмах их используют для передачи документации из отдела в отдел.
Несколько лет назад амбассадор мировых инноваций Илон Маск анонсировал беспилотные грузовики, которые в будущем потеснят обычных работяг-дальнобойщиков.
Россия не отстаёт в гонке технологий: аналогичные испытания отечественных беспилотных фур должны пройти уже в этом году на трассе М11 «Нева» между Москвой и Петербургом. Вместе с тем ожидаются испытания и первых беспилотных такси в Москве.
Пока все эти глобальные новшества автопроизводители и IT-гиганты вводят узко и локально, в рамках различных тестов и экспериментов. До массового и повсеместного использования беспилотной рабочей силы в рамках повседневной жизни обыкновенных граждан, кажется, ещё далеко.
Беспилотные устройства сухопутного типа применяют в местах труднодоступных или опасных для человека. Например, на вооружении у армии и различных спецслужб есть роботы-сапёры, задача которых разминировать определённый участок или объект, не подвергая при этом опасности жизнь человека-оператора.
Также беспилотных роботов используют для помощи в ликвидации различных чрезвычайных ситуаций. Например сухопутные беспилотники обследовали территорию японской АЭС «Фукусима-1», где в 2011 году произошла одна из крупнейших в мире (после аварии на Чернобыльской АЭС) радиационных аварий.
Также беспилотники применяют в промышленности. Например, горнодобывающие компании используют самосвалы, которые без человека курсируют между пунктами загрузки и разгрузки. Хотя это направление перспективно, пока никому в России и СНГ не удалось добиться экономически обоснованного применения таких систем.
Сегодня встретить сухопутный беспилотник можно даже дома: всем известные роботы-пылесосы также вполне подходят под категорию наземных беспилотников. Самый «далёкий» пример — роботы-марсоходы, бороздящие ландшафты космических объектов и других планет. Хоть эти беспилотники и находятся в космосе, но они скорее относятся к сухопутным роботам, ведь передвигаются по поверхности земли, пусть и не нашей.
Морские-подводные беспилотники (БПА)
Подводные или морские беспилотники часто используют спасатели во время поисковых работ. Особенно если ЧС вдруг случилось на воде и нужно на большой глубине разыскать обломки или погибших.
Например, после крушения вертолета МИ-8 на Камчатке, спасатели установили, что обломки летательного аппарата могут находиться в озере в 700 м от берега и на глубине 137 м. Тогда к поискам привлекли подводный беспилотник, который обследовал глубины, на которые водолазу погружаться дольше и сложнее.
Также подводные беспилотники используют в промышленности (георазведка). Например, морские дроны применяют для прокладки трубопроводов, морского бурения, прокладки кабелей и многих других коммерческих целей. Такие аппараты позволяют компаниям, занимающимся разведкой и добычей, легко и экономически эффективно устанавливать трубы и другое оборудование с минимальным воздействием на морскую среду. В исследовательских целях подводные беспилотники используют, например, для картирования морского дна и погружения на труднодоступные глубины.
Кроме того, подводные беспилотники стоят на вооружении в армиях мира.
Пример использования на «Секрете»
«В Севастополе отбили атаку морских беспилотников. Как сообщил в телеграм-канале глава города Михаил Развожаев, было уничтожено три объекта, по которым моряки вели огонь из стрелкового оружия».
(Из новости об атаке морских беспилотников на Севастополь.)
Ошибки употребления
Сегодня в русскоязычном сегменте интернета одной из самых частых неточностей в употреблении слова «беспилотник» является отождествление беспилотника и БПЛА, хотя они связаны как часть и целое. Пользователи Сети, информационные ресурсы и даже некоторые СМИ используют слово «беспилотник» в обозначении любых дронов, коптеров и прочих БПЛА. Грубой ошибкой это конечно не является, но может вызвать путаницу.
Факт
Считается, что первый беспилотник был изобретён в 1921 году. Тогда американская компания RCA презентовала своё радиоуправляемое устройство. Это был автомобиль, которым оператор управлял беспроводным способом по радиоканалу.
Статью проверил:
Михаил Макеев, управляющий директор компании «Пиклема» (цифровизирует горную промышленность в том числе беспилотниками)