Что такое артикул. Объясняем простыми словами
Проще говоря, артикул — уникальный код товара. Поиск вещи по артикулу значительно сокращает время на совершение покупки, оформление заказа и его отслеживание в дальнейшем. Набор артикулов также позволяет компании описать все возможные товарные позиции и вести по ним учёт.
Встретить артикулы можно в накладных, товарных базах, договорах, сайтах интернет-магазинов и на этикетке товара. Как правило, они привязаны к бухгалтерии и системе учёта компании через базы складского и товарного учёта вроде 1C. Каждый символ артикула получает обозначение в зависимости параметра, за который он отвечает.
Также для артикулов генерируются штрихкоды, которые предназначены для ускорения обработки товара и уменьшения вероятности ошибок в торговых точках.
Пример употребления на «Секрете»
«Для нас цена — это вопрос гигиены, есть артикулы, на которые цены все знают, мы делаем мониторинг пересекающихся товаров».
(Сооснователь сети гипермаркетов мебели и товаров для дома Hoff Михаил Кучмент — о работе магазинов бренда.)
Нюансы
Артикулы можно создавать как своими силами, так и по образцу общеизвестных форматов. К последним, например, относятся UPC и EAN. Это универсальные международные форматы артикулов. Они всегда состоят из цифр, присваиваются уникальному товару в Глобальной организации по стандартизации и нужны для торговли на рынках США (UPC) и Европы (EAN). Поэтому EAN и UPC обязательно понадобятся продавцам, которые хотят торговать на Amazon или Ebay.
Однако в большинстве случаев, когда речь идёт об артикулах товара для розничного бизнеса, подразумевается SKU — своеобразный отраслевой стандарт во всей цепочке поставок. В этом формате их может генерировать каждый, кто занят торговлей. Код SKU никак не регламентируется, может состоять из букв и цифр и отражать любые характеристики товара, которые только может придумать продавец. Единственное ограничение — длина: она не должна быть более 32 символов.
Артикул должен включать в себя основные характеристики товара. К ним могут относиться такие параметры:
- производитель;
- год изготовления;
- модель;
- размер;
- поставщик;
- материал;
- цвет;
- товарная группа (одежда, посуда, транспортное средство);
- тип товара (пальто, кружки, туфли);
- страна производства;
- сезон для обуви и одежды;
- гендерная принадлежность (может быть актуально для одежды и обуви).
Например, если предприниматель занимается продажей одежды, то артикул для куртки может быть таким: 643_P_M_1_F_WL_R_52. Этот код хранит следующую информацию о товаре:
- 643 – страна (Россия);
- P – пальто;
- M – производитель (фабрика «Модник»);
- 1 – сезон (осень-зима);
- F – коллекция (женская);
- WL – материал (шерсть);
- R – цвет (красный);
- 52 – размер (52-й).
Лишняя информация в артикуле товара только усложнит задачу и добавит коду избыточное количество символов. Поэтому стоит определить наиболее важные параметры и добавить только их.
Статью проверил:
Алексей Кричевский, эксперт Академии управления финансами и инвестициями, автор Telegram-канала «Экономизм»